Формируя общегородской план по доходам и растратам, городские власти поставили приоритетом транспортное развитие и социальные нужды. 53% в общем объеме расходов бюджета составили расходы на социальную поддержку горожан, образование, здравоохранение, культуру и спорт. В то же время 23% целенаправленно выделили на строительство метро, дорог, развязок. Социальные траты распределились следующим образом: чуть более 21% московского бюджета направят на обеспечение социальной поддержки, порядка 17% — на развитие образования, 12% — на здравоохранение, чуть более 6% пойдет на реализацию городской программы «Жилище», 3,5% — на развитие индустрии туризма и отдыха, по 2% выделят на развитие культуры, спорта и информационных технологий, порядка 1,5% — на экономическое развитие и инвестиционную привлекательность. В нижней части списка разместились затраты на обеспечение безопасности («Безопасный город»), градостроительную политику и затраты на работу Открытого правительства (меньше 1%).
Главным источником для формирования общего московского кошелька станут поступления от налогов на доходы физических лиц (в течение ближайшего года запланировано увеличение поступлений с 49% в 2014 году до 51% в 2015-м). А вот налоги на прибыль, напротив, скорее всего сократятся с 35% в 2014-м до 33% в 2015-м. Кроме этого городской бюджет будет пополняться за счет налога на имущество организаций, акцизов и налогов по упрощенной системе — все вместе составит порядка 16% в общей доле поступлений. «Сейчас бюджет сверстан с дефицитом, — признался руководитель Департамента экономического развития Максим Решетников, — для погашения будут использованы как заемные средства, так и накопленные остатки, будем работать по оптимизации расходов и искать дополнительные источники дохода (главным образом поступления от корпораций)».
Еще один важнейший вопрос, который обсуждался и был поддержан правительством Москвы, это проект закона о налоге на имущество физических лиц. Неделю назад Президент РФ подписал поправки в Налоговый кодекс, которые самым кардинальным образом меняют систему налогообложения, существовавшую последние 20 с лишним лет. Старый порядок налога на имущество, как известно, был основан на инвентаризационной стоимости жилья. «Это, по сути дела, стоимость кирпичей, из которых было построено то или иное здание, — расшифровал понятие Решетников. — Причем стоимость кирпичей с учетом износа. Понятно, что этот закон, принятый еще в 1991 году до принятия новой Конституции, реальность никак не отражал». В Москве сложилась ситуация, когда налог в старой системе платили жители окраин — это был налог на новостройки, в то время как центр, где реальная рыночная стоимость была несоизмерима со стоимостью жилья на окраинах, платил налоги в десятки раз меньше. Сейчас ситуация изменилась благодаря тому, что перешли к кадастровой стоимости. А кадастровая стоимость в Москве на 20% ниже реального рынка. Одновременно с изменением налогооблагаемой базы была существенно уменьшена налоговая ставка (если раньше предел был 2%, то сейчас предел 0,3%). Сегодня в Москве установлена следующая шкала налоговых ставок: объекты кадастровой стоимостью до 10 млн рублей получат налоговую ставку 0,1% (таких квартир в Москве — 77%), объекты стоимостью от 10 до 20 млн рублей будут облагаться налогом по ставке 0,15% (это еще 20% всех городских объектов). И, наконец, ставки 0,2% и 0,3% будут применяться к объектам стоимостью до 50 и свыше 50 млн рублей (доля таких объектов составляет примерно 3% от всего числа объектов).
«Сохранены все налоговые льготы, — подчеркнул Решетников. — Сейчас налог на имущество не платят пенсионеры, инвалиды и еще тринадцать категорий льготников — все они закреплены федеральным законом, это была принципиальная позиция президента». Кроме того, установлен вычет, который позволит уменьшить налог, исходя из общей площади жилья: для частных домов — 50 кв. м, для квартир — 20 кв. м, для комнат — 10 кв. м. Льгота будет распространяться на один объект каждого типа — один гараж, одну квартиру, один дом. На второе жилье льгота действовать не будет. Все изменения москвичи почувствуют не сразу: правила налога изменятся только в следующем году, поэтому платежки с измененным налогом придут только ближе к осени 2016 года. Для того чтобы налоговое бремя не стало слишком обременительным, предусмотрен социальный механизм, который до этого никогда не применялся: выход на максимальный налог растянут на пять лет, то есть разницу между прежним и новым налогом поделят на равные части, которые будут плавно увеличиваться год за годом. Кадастровая стоимость жилья будет актуализироваться раз в два года.
Юристы прокомментировали «МК», какие суммы придется выкладывать москвичам за квартиры и гаражи:
- При расчете налога отдельно суммируется инвентаризационная стоимость всех жилых и нежилых помещений, принадлежащих налогоплательщику, после чего полученные суммы умножаются на ставки налогов, - пояснил «МК» юрист компании «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. - Ставки налога в Москве являются прогрессивными (увеличиваются по мере увеличения суммарной инвентаризационной стоимости). Для жилых помещений они составляют от 0,1% до 0,75%, для нежилых – от 0,1% до 2%. По новым правилам налог будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости, определенной на основании проведенной оценки. При этом сумма налога будет рассчитываться отдельно на каждый объект. В отношении подавляющего большинства жилых помещений, расположенных в Москве, оценка кадастровой стоимости уже проведена. Эти сведения являются публичными – на сайте Росреестра каждый гражданин может узнать кадастровую стоимость принадлежащей ему недвижимости. В течение первых четырех лет будут действовать переходные положения, которые будут ограничивать рост суммы налога к уплате.
В целом, переход на взимание налога с кадастровой стоимости, приведет к росту налоговой нагрузки. Налог на среднюю московскую квартиру в 54 кв. м при ставке 0,1% составит 5440 руб. Сейчас менее 1 тыс. рублей. После окончания действия переходных положений налоговая нагрузка на каждого налогоплательщика увеличится еще больше. Вместе с тем некоторые граждане от изменения правил взимания налога только выиграют. Дело в том, что одновременно с изменением правил расчета расширяется число налоговых льгот. Так, от взимания налога по новым правилам освобождаются пенсионеры (в отношении одного объекта, принадлежащего им на праве собственности). Для бюджета изменения правил взимания налога обернется ростом поступлений, однако вряд ли этот рост будет значительным. По оценке правительства Москвы, взимание налога по новым правилам в 2015 году даст дополнительно 3,5 млрд. руб. доходов, что составляет около 0,2% от общей величины доходов регионального бюджета.