Филевскую ветку метро накроют саркофагом?

Специалисты обсудили варианты реконструкции «голубой» линии

Филевскую линию столичного метрополитена могут закрыть на два года на капитальный ремонт. Такая новость вчера как обухом по голове шарахнула москвичей и гостей столицы, чья повседневная жизнь связана с передвижениями по западным районам города.

Одни начали писать возмущенные письма, другие — прикидывать маршруты объезда. Но, как выяснил «МК», закрытие Филевской линии признано крайней мерой, более реальны другие варианты. К тому же «голубой» радиус всегда был эдаким нелюбимым «ребенком» метроузла: его не раз пытались закрыть, а не так давно укоротили — поэтому к таким метаморфозам многие уже привыкли.

Специалисты обсудили варианты реконструкции «голубой» линии

Итак, по словам главного инженера метрополитена Николая Бабушкина, проект реконструкции Филевской линии будет готов в 2015 году. В настоящее время специалисты готовят несколько вариантов переустройства голубой ветки.

— Сейчас линия, как плотина, «разрезает» район. Поэтому есть вариант поднять ее на эстакаду, а территорию внизу застроить и организовать там проходы, — пояснил Бабушкин. — Но рассматривается и вариант реконструкции путевого хозяйства и вестибюлей, при этом трасса останется на прежнем месте. Также возможен вариант устройства перекрытия между отдельными районами. Выбор варианта будет определяться технико-экономическими показателями.

Филевскую линию столичного метрополитена могут закрыть на два года на капитальный ремонт

Филевскую линию столичного метрополитена могут закрыть на два года на капитальный ремонт

Смотрите фотогалерею по теме

Филевская линия сегодня действительно нуждается в реконструкции, однако до сих пор ее укрепляют в рабочем режиме.

— Есть участки ветки, где мы установили дополнительные стойки, которые подкрепляют и держат конструкции, — сказал Николай Бабушкин.

Напомним, половина станций Филевской линии — от «Студенческой» до «Кунцевской» — наземные. Остальные семь станций — подземные. Первый участок — от «Александровского сада» до «Смоленской» — был открыт в 1935 году. К 1989 году ее продлили до «Крылатского». Но в 2008-м линию вновь урезали до «Кунцевской», отдав участок «Кунцевская»—«Крылатское» продленной Арбатско-Покровской линии. Причем сначала думали принять более радикальное решение — сделать конечной станцию «Пионерская», но жители запада взбунтовались, и в конце концов чиновники рассудили мудро.

По словам сотрудников подземки, разговоры о реконструкции и даже закрытии Филевской линии, а именно участка от «Киевской» до «Кунцевской», идут уже не первый год. Например, «Метрогипрострой» предлагал накрыть весь открытый участок ветки от «Киевской» до «Кунцевской» колпаком и уже под ним проводить ремонтные работы.

— Строительство ветки было относительно дешевым, а вот эксплуатация оказалась очень дорогой. Из-за дождя, снега, ветра открытые станции быстро приходят в негодность, и сейчас находятся в довольно плачевном состоянии, — поясняют в пресс-службе метро.

Филевская линия практически полностью дублирует Арбатско-Покровскую, и они проходят параллельно друг другу на сравнительно небольшом расстоянии. Ее загруженность относительно мала — в год ветка перевозит 60 млн пассажиров. Меньше пассажиропоток только на Бутовской — 20 млн пассажиров. Тем не менее, по словам работников подземки, если участок закроют, многие горожане лишаться возможности быстро добираться до популярных мест в городе.

— В этом районе расположен Филевский парк, рынок «Горбушка», и многие люди туда ездят. В то же время Филевская линии — единственная в метро так называемая вилочная станция. За последние годы на вилках меняется соотношение пассажиропотока. Если раньше большинство пассажиров ехали от «Александровского сада» в сторону «Кунцевской», то теперь примерно половина пассажиров едут в сторону «Москвы-Сити» на «Выставочную» и «Международную».

— Если ветку закроют, то это практически отрежет западные районы от центра города и Сити, — считает местная жительница Мария, проживающая рядом со станцией «Багратионовская». — Добраться до ближайших станций метро будет очень проблематично. Пешком это будет занимать 20–30 минут, а машинами пользуются далеко не все жители. Кроме того, вблизи некоторых станций есть настоящие зоны отчуждения, где и ходить-то страшно. Троллейбусы и автобусы ходят не часто, парковочное пространство ограничено. Если говорить о реконструкции всей линии, то хотелось бы, чтобы она осталась открытой — приятно ездить на метро при дневном свете, не спускаясь в подземелье, уютнее.

Итак, закрывать ветку рискованно. А вот о необходимости реконструкции говорят и машинисты подземки, и архитекторы.

— На линии давно пора менять всю инфраструктуру, в том числе напольное оборудование, — поясняет машинист Василий Шеляков. — До сих пор машинисты Филевской линии ездят по светофорам, что не очень удобно. Они не видят, с какой скоростью едут, из-за чего возникают сбои в движении, приходится то тормозить, то нагонять впереди идущий состав.

По словам машинистов, на голубой ветке необходимо установить систему автоматической регулировки скорости состава (такие системы уже установлены на Арбатско-Покровской и других линиях). Такая система, напомним, позволяет избежать столкновений составов, если машинист зазевался. Да и условия труда самих водителей поездов неплохо бы улучшить.

Бытовые условия на линейных пунктах для работников метрополитена просто доисторические! — говорит машинист Олег Ким. — Кроме этого требуется благоустройство прилегающей территории путей: там много старых деревьев, сухостоев, которые буквально лежат на защитном ограждении.

Кое-где и сам забор требует замены — его временно укрепляют металлическими подпорками. Любая непогода — и все эти деревья, сучья, сухие ветки окажутся на путях. Несколько лет назад говорили о том, что Филевскую ветку хотят накрыть защитным устройством наподобие пластикового колпака. Думаю, такой проект — неудачное решение. Конструкция будет постоянно грязной, эстетически малопривлекательной. К тому же в новых поездах работают кондиционеры, идет большой нагрев снаружи, так что в этом колпаке, боюсь, техника будет быстро выходить из строя, и в поездах станет просто нечем дышать.

Машинист считает, что Филевскую ветку стоит оставить открытой. Нужно просто благоустроить прилегающие к путям откосы и площадки. Можно пустить здесь ретро-поезда — добавить Филям туристической привлекательности. Что же касается ремонта и реконструкции в режиме реального времени, то это для машинистов фактор дополнительного напряжения.

Открытая ветка метрополитена — это вообще враждебный городу фактор, это шум, выбросы смазочной пыли, сложности с обслуживанием — словом, дискомфорт во всех отношениях, — считает главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков. — По моему мнению, логично было бы накрыть Филевскую ветку бетонно-металлическим саркофагом, на всем протяжении от станции Молодежной до станции Кунцевская, а над путями сделать озеленение, построить игровые площадки, физкультурно-спортивные объекты — организовать зеленую парковую зону.

В местах пересечения метрополитена с автомобильными дорогами построить ТПУ, торговые площадки. Проект реконструкции Филевской линии уже создавался, были даже инвесторы, но со временем желающих не стало — слишком дорогое удовольствие. Вообще полностью закрывать линию для движения поездов нельзя, даже на время. Это парализует западные районы. Реконструировать надо в режиме реального времени, тем более что такой опыт уже есть.

МЕЖДУ ТЕМ

Третий пересадочный контур Московского метрополитена планируется полностью замкнуть и запустить к 2019–2020 годам, сообщил журналистам мэр столицы Сергей Собянин в понедельник во время проверки хода работ по строительству одной из станций третьего пересадочного контура — «Ходынское поле».

Как отметил Собянин, третий пересадочный контур станет подземным пересадочным контуром, в то время как строящееся Малое кольцо железной дороги будет наземным пересадочным контуром. «Мы приняли решение в следующем году выйти на все участки третьего пересадочного контура, и это обеспечит его ввод к 2019–2020 годам», — сказал Собянин.

В состав третьего пересадочного контура войдут 28 станционных комплексов. Первый участок из шести станций — «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха» и достраиваемая станция «Деловой центр» — будет запущен в 2016 году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26643 от 7 октября 2014

Заголовок в газете: Осторожно, ветка закрывается

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру