Улица мужика Поликарпа

Москва никак не может расстаться с нелепыми названиями

 

О серьезных проблемах, связанных с состоянием уличных указателей и домовых знаков в Москве, говорилось не раз. Их зачастую просто не хватало, порой они были безобразно исполнены. Но вот наконец свершилось! В городе начали появляться новые, приближающиеся к уровню требований современного дизайна знаки. Но... И здесь не обошлось без ложки дегтя.

Мы беседуем с Вадимом Дормидонтовым, москвоведом, журналистом, бывшим (1990–1993) заместителем  председателя комиссии Моссовета по культуре; человеком, не только активно участвовавшим в возвращении исторических названий улицам столицы, но и продолжающим оставаться неравнодушным к облику родного города.

 

Москва никак не может расстаться с нелепыми названиями
Даже на соседних домах висят таблички, сделанные по разным стандартам. Не говоря уже о нелепом написании названий улиц.

 

— Вадим Сергеевич, в чем причина вашей обеспокоенности?

— Смотрите сами. (В.Д. раскладывает фотографии. — Авт.) Как же наплевательски надо относиться к своему родному языку, чтобы писать на уличном указателе «ПОЛИКАРПОВА улица» вместо «улица ПОЛИКАРПОВА» — что любым здравомыслящим человеком понимается как улица какого-то мужика по имени Поликарп. И как догадаться прохожему, что это название имеет отношение к известному авиаконструктору Н.Н.Поликарпову?

А ведь, между прочим, речь идет не о каких-то лингвистических нюансах и личных предпочтениях, а о прямом нарушении постановления правительства Москвы №294-ПП от 17.5.13, где в приложении №4 совершенно определенно указано, что при изготовлении уличных домовых и дорожных указателей следует использовать названия, приведенные в специально для того и составленном «Классификаторе улиц Москвы», не допуская не только перестановки слов, но даже замены буквы «ё» на «е». Так же и в «Концепции единой системы навигации г. Москвы» трижды (на стр. 73, 85 и 98) читаем: «Написание наименований улиц производится в точном соответствии с их обозначением в «Общемосковском классификаторе улиц».

— Получается, что руководители проекта не довели это до сведения исполнителей и не прекратили выпуск заведомого брака?

— Именно так. Что это — чудовищная безалаберность или полная уверенность в безнаказанности?! В связи с этим подумалось: «А что было бы с этими деятелями в советские времена, если бы они рискнули вместо «улица ЛЕНИНА» написать «ЛЕНИНА улица»?

В результате появились указатели «КОШКИНА улица», «УТКИНА улица», «СОРОКИН переулок» или какие-то кликухи типа «ДУРОВА улица», «ПЫРЬЕВА улица» и т.п. Весь город заполонили перевертыши вроде: «КРАСНАЯ ПРЕСНЯ улица», «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ улица» и в то же время: «улица БЕГОВАЯ», «улица ВЯТСКАЯ» — то есть все «с точностью до наоборот» тому, что указано в «Классификаторе улиц».

Особенно пострадали замечательные, истинно московские, исторические имена, имеющие окончание «ка». Любому мало-мальски обладающему чувством русского языка человеку режет слух, к примеру, название «ПЕТРОВКА улица», вместо совершенно естественного написания «улица ПЕТРОВКА» Однако на многих центральных улицах города уже красуются новые указатели, повторяющие этот нелепый порядок написания.

— Но, может быть, для этого были какие-либо объективные причины?

— Отчасти это объясняется тем, что конфигурация уличных указателей с нижним сегментом не позволяет вынести слово «улица» на первое место. Но почему разработчики не предупредили изготовителей, что в таких случаях следует переворачивать корпус указателя сегментом вверх, чтобы обеспечить правильное написание? Впрочем, и на прямоугольных коробах, где отсутствует эта помеха, исполнители продолжают упорно сохранять неверный порядок написания.

Немало претензий возникает и к системе установки уличных указателей и домовых знаков. В чью «светлую» голову, например, пришла идея размещать номер дома перед названием улицы? Мы что, живем в Арабских Эмиратах и читаем теперь справа налево, а не в России, где испокон веку в адресе сначала указывалась улица, а потом номер дома?

Кстати, номер дома прыгает у них как угодно и может оказаться и сверху, и снизу указателя улицы, даже когда на фасаде достаточно места для его нормального размещения справа. Тем более порядок написания названия улицы и номера дома должен обязательно соблюдаться на совмещенных указателях, где переставить их уже невозможно. Отдельно стоящие домовые знаки также не имеют постоянной привязки и оказываются то на правой, то на левой стороне фасада здания.

— Какая-то тревожная картина складывается...

— Да! Масса вопросов. Каким образом знаки с нижним сегментом, предназначенные для использования внутри Садового кольца, оказались на улицах, находящихся за его пределами? Существует ли вообще список всех городских улиц с указанием типа и размеров устанавливаемых на них знаков и перечень тех мест, где, ввиду достаточной общей освещенности, подсвечивать знаки нецелесообразно? А ведь всем этим должна была озаботиться Москомархитектура. Почему на улицах города встречаются большие квадратные знаки, специально разработанные только для внутриквартальных территорий?

— А кто занимается изготовлением знаков?

— По-видимому, изготовлением знаков занимаются несколько организаций — и в этом нет ничего плохого; но почему они не получили единой технической документации и каждая изощряется на свой лад? В результате произвольно меняются и конструкция знаков, и шрифт, и даже цвет фона (от голубого до темно-синего). Более того, одни пишут название на синем фоне, а номер дома на белом, другие — наоборот.

Приходилось не раз убеждаться, что исполнители, которым поручается установка знаков, не только не имеют рабочей инструкции (с техническими условиями и эскизами различных вариантов установки, в зависимости от особенностей фасада здания), но не получают даже толкового устного инструктажа. Неудивительно, что не выдерживается (хотя бы приблизительно) одинаковая высота их установки от уровня земли и расстояние от угла дома, а уж о том, чтобы знак оказался на оси симметрии простенка, оконного проема или арочного въезда во двор, нечего и мечтать — таким изыскам монтажники не обучены.

С целью защиты от попадания внутрь корпуса дождя и снега отверстие для ввода кабеля должно быть только снизу (в крайнем случае сбоку), но почти на всех уличных указателях, вопреки этому требованию, подключение выполнено сверху и провода не защищены изолирующими шлангами. Наконец, имеют место и вовсе недопустимые ситуации, когда знак располагается под газовой трубой, — что может в случае утечки газа стать причиной взрыва.

— И это в Москве, так меняющейся в последнее время в лучшую сторону?

— О какой унификации (ради которой все и затевалось) может идти речь, если даже на совсем маленьком Столешниковом переулке присутствуют пять разновидностей знаков, а на более протяженных улицах их можно насчитать гораздо больше? Куда смотрит наша славная административно-техническая инспекция? Создается впечатление, что никто вообще не занимается координацией и контролем осуществления этого проекта! А ведь средства на него отпущены немалые — не стану уточнять какие, чтобы не травмировать некоторых особо впечатлительных читателей.

— Если честно, то в некоторых городах Подмосковья, в Ногинске, например, мне больше нравилась система уличных указателей...

— Одной из самых вопиющих ситуаций является наличие в городе множества перекрестков, не имеющих указателей названий улиц. Ссылки на то, что порой на углах нет строений для их размещения, совершенно неубедительны — для их установки можно было бы использовать обычные стойки.

Легко представить себе мучения человека с ограниченными возможностями, вынужденного ковылять на костылях до ближайшего уличного указателя (а он может оказаться метрах в двухстах от перекрестка), чтобы убедиться, что он попал не на ту улицу и надо возвращаться. Да и водители, проскочившие безымянный перекресток, вряд ли помянут добрым словом «заботливых» градоустроителей. На самих же улицах указатели размещаются совершенно бессистемно: то совсем рядом, то на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга.

— Однако все-таки хорошо, что новые указатели видно в темноте, они подсвечиваются.

— Что касается подсветки, то светодиоды — это, конечно, замечательно; но, мне кажется, пока каждый знак не будет оборудован индивидуальной автоматикой включения и выключения его в зависимости от освещенности (а это совсем несложное и недорогое устройство), мы будем иметь то, что имели всегда, — половина знаков будет гореть круглосуточно, а вторая половина не включаться вовсе.

Фото: Вадим Дормидонтров

Между тем всех этих ошибок можно было бы избежать. Еще до начала кампании по усовершенствованию адресной навигации в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства из Московской городской думы была направлена «Аналитическая записка» с предложениями по устранению вышеупомянутых недостатков — на что оттуда последовал бодрый ответ: «Все будет учтено».

— И что же?

— Позднее, когда реализация новой концепции уже началась, а недостатки не только не устранялись, но и появились новые, из Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству был послан еще один запрос, с просьбой прислать эскизы новых уличных указателей и инструкцию по их установке. Но тут умельцы этого ведомства прибегли к приему, заимствованному из юморески Аркадия Райкина, где директор завода, не обеспечивший поставку насосов, в ответ на возмущенные телеграммы заказчиков говорит своему заместителю: «А мы им «дурочку» зашлем! Отвечай: «Колеса давно отправлены». Так же и сотрудники департамента, не моргнув глазом, прислали в ответ график установки знаков по округам — о котором их совершенно никто не спрашивал. По счастью, вся эта «веселая» переписка сохранилась, так что наши потомки, возможно, когда-нибудь с ней ознакомятся.

Неоднократные попытки связаться с главным идеологом проекта Московским аналитическим центром в сфере городского хозяйства и прояснить ситуацию не увенчались успехом. Его руководство не только не захотело общаться с представителями печати, но и категорически запретило своим подрядчикам встречаться с журналистами. Подобная засекреченность наводит на грустные размышления.

Ляпсусов предостаточно и у изготовителей дорожной информации: один только указатель «Проезд 13-й Марьиной Рощи» чего стоит. Видимо, дорожникам тоже неведомо, о существовании «Классификатора улиц Москвы».

— И как же теперь исправить создавшуюся ситуацию?

— Думаю, что без вмешательства мэра Москвы здесь не обойтись. Какой же грамотности и чувства родного языка мы можем ожидать от наших детей, какого понимания красоты, если они будут жить в окружении этих «словесных монстров», да к тому же еще как попало развешанных на наших улицах?!

Состояние уличных знаков — это существенная часть имиджа нашего города, а значит, и часть нашего с вами достоинства.

— Спасибо за эмоциональный и интересный разговор!


Сергей Рогожкин

 

 

УКАЗАТЕЛИ НОВЫЕ, НАДПИСИ — СТАРЫЕ

Таблички на столичных домах понемногу меняют

По каким нормативам в Москве идет установка уличных указателей и домовых знаков? Кто их утверждает? Почему на указателях вместо «улица Петровка» пишется «Петровка улица», а вместо «Вятская улица» — «улица Вятская»?

«МК» обратился за комментариями к представителям городской власти.

Как рассказали «МК» в Москомархитектуре, по заказу городских властей Студия Артемия Лебедева разработала рекомендации по усовершенствованию столичной системы адресной навигации. Рекомендации касаются шрифтов, цветов, пиктограмм и принципов верстки домовых табличек и городских указателей.

Так, например, домовые таблички для пешеходных зон, по которым пролегают популярные прогулочные и туристические маршруты, должны быть эстетичными и иметь собственный образ. В рекомендациях сказано, что таблички верстаются по утвержденной московскими властями технической документации, исходя из производственных возможностей. Для размещения длинных и коротких названий городских топонимов предусмотрены различные форматы.

Для остальной территории города разработаны варианты попроще. Предусмотрено два размера табличек — малый и большой. В каждом конкретном случае выбор делается в зависимости от количества символов в названии улицы.

Для микрорайонов, где дома стоят не вдоль улицы, а на большом расстоянии друг от друга, разработаны вертикальные комбинированные таблички с крупным и хорошо заметным номером. В целях экономии допускается использовать таблички, на которых название улицы и номер дома совмещены. Для набора домовых табличек создан оригинальный шрифт — Старомосковский, который выдержан в духе традиционных для Москвы табличек.

Но в этих рекомендациях не учтены правила русского языка — по крайней мере в приведенных образцах. Слова «улица», «переулок» по умолчанию находятся после наименования. Так что Костикова улица и Поликарпова улица никуда не денутся, даже если власти будут четко придерживаться дизайнерских пожеланий.


Ольга Грекова

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру