Здание школы №201 имени Зои и Александра Космодемьянских, было построено в 1931-1935 г. г. по проекту архитектора Ивана Звездина в стиле пост-конструктивизма. Оно является памятником истории федерального значения. Однако, судя по всему, данный статус не стал помехой на пути разрушения старой школы ради ее «реконструкции».
На протяжении нескольких лет – после того, как в начале 2000-х учебное заведение было переведено в построенное рядом новое здание, старый школьный корпус, где учились герои-комсомольцы, в честь которых и названа школа, пребывало в заброшенном состоянии. 1 сентября 2010 года здесь случился пожар, была повреждена огнем центральная часть здания, выгорел актовый зал.
Позднее, в 2012-м из здания начали было вывозить скопившийся на этажах мусор и остатки прежнего школьного «барахла». Появилась информация, что бывшую «двести первую» будут реставрировать и в будущем здесь вновь откроется школа. Однако потом эта трудовая активность сошла на нет. Оставленная в «состоянии ожидания» «мертвая школа» загорелась еще раз в начале марта нынешнего года. По словам тех, кто побывал там после этого ЧП, в результате сильного пожара была уничтожена крыша, рухнули перекрытия второго и третьего этажей.
Возле здания висит плакат, сообщающий о проводимой реконструкции. Однако из многочисленных печальных примеров последних лет мы знаем, что за этим «безобидным» словом вполне может скрываться нечто куда более непоправимое. Очень похоже, что мемориальному зданию сейчас угрожает окончательное уничтожение.
В четверг поздно вечером автору этих строк позвонил один из активных защитников старой Москвы: «Я нахожусь возле 201-й школы. Ее ломают: «срублен» уже весь третий этаж на одном из боковых крыльев здания. Во дворе стоит машина-компрессор, которая обеспечивает работу отбойных молотков...»
Попытки прояснить ситуацию в Департаменте культурного наследия результатов не дали. Там корреспонденту «МК» лишь сообщили, что по поводу проведения реконструкции здания бывшей школы №201 исполнителями «все согласовано».
А вот что рассказал корреспонденту «МК» активист объединения «Архнадзор» Андрей Новичков, следящий за ситуацией:
– Я был возле школы и вчера, когда появилась первая информация о начавшихся работах по ее разрушению, и сегодня. «Срублен» не только третий этаж левого крыла здания, но и значительная часть центрального фасада школы на уровне третьего этажа. Причем, если вчера эта часть фасада была разрушена до верха окон, то сегодня ее снесли уже до уровня подоконников. Между тем, согласно проекту реконструкции, который мы видели, вся центральная фасадная часть должна быть полностью сохранена, при реконструкции предусмотрено проектом заменить только межэтажные перекрытия и крышу. Передний же фасад школы должен быть сохранен в полной неприкосновенности.
Мы сегодня попытались поговорить с прорабом или другими исполнителями этой «реконструкции». Но все они дружно отказываются от каких-либо контактов с представителями общественности. Отбойные молотки продолжают работать. Причем, заметно, что никто и не думает укрепить передний фасад, – но это ведь обязательный этап таких работ, если, конечно, заботиться о сохранении фасада. А так – он находится под реальной угрозой обрушения, тем более, что здание в 1930-е годы строили из шлакоблоков, а они довольно легко «сыпятся». Возможно, на это и расчет. Если фасад обрушится, тогда руководителям и исполнителям нынешней «реконструкции» можно напоказ всплеснуть руками и посетовать: «Ах, упал, разрушился! Какая жалость!..» Но дело-то черное уже будет сделано.
Как пояснил Новичков, предметом охраны в здании школы являются также мемориальная комната Зои Космодемьянской на 2 этаже, помещение столовой и холл на 1 этаже, парадная лестница... Сохранность некоторых из этих объектов в данное время уже вызывает большое сомнение. Активисты «Архнадзора» также обратились в Москомнаследия, и тоже получили там на «Горячей линии» успокаивающую информацию, что, мол, «все согласовано».
– Но возможно в Департаменте просто не в курсе, что строители уже начали ломать фасады, и предполагают, что наши вопросы касаются лишь разборки старых перекрытий? Выяснить это не удалось: нам пояснили, что уточнение подобных деталей возможно лишь при наличии официального запроса. Конечно, запрос такой от «Архнадзора» мы уже отправили, но ведь по закону ответа на него нужно ждать 30 дней. За это время от «двести первой» школы может вообще ничего не остаться! Между тем технология уничтожения памятников истории и культуры, увы, уже хорошо отработана. Быстренько снесут здание, а потом, когда по этому поводу шум поднимется, «ответственные товарищи» разведут руками: уже поздно, все уничтожено, и поэтому нет смысла восстанавливать, а раз так, то мы снимаем с этого объекта присвоенный ему ранее охранный статус..
Неужели подобная варварская схема в очередной раз сработает в Москве?