Столичные власти добились перелома в борьбе с пробками? Или причина относительно свободных дорог в чем-то другом?
По данным аналитика сервиса Яндекс.Пробки Леонида Медникова, 1 сентября загруженность московских дорог выросла на один балл по сравнению с ситуацией в прошлый понедельник, 25 августа. Причем эксперты связывают это незначительное ухудшение не с началом учебного года, как прежде, а с небольшим утренним дождем. И если осадки будут обходить Москву стороной, транспортники не ожидают аномальной загруженности также в ближайшие часы и дни.
Можно сколько угодно ругать власти за драконовские меры по отношению к автомобилистам. Но если бы не ненавистные многим платные парковки, высокие штрафы и прочие неприятности, улицы сегодня выглядели бы по-другому, полагают транспортники.
— В последние полтора-два года ситуация с пробками стабилизировалась, а в некоторых районах Москвы началось улучшение. Прежде всего — в местах строительства и реконструкции трасс, на МКАД, где большими темпами идет перестройка проблемных «клеверных» развязок, а также там, где проведены локальные дорожные мероприятия, — говорит первый заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков.
Например, благодаря построенной в прошлом году связке Люблинской улицы с Задонским проездом перекресток с Братеевской улицей пришел в движение. Развязка Варшавского шоссе с улицей Грина, где была сооружена разворотная петля, экономит километр пути. Временная 800-метровая дорога между Бутовом и Щербинкой, построенная из асфальтовой крошки, позволила жителям этих районов ездить не в 14-километровый объезд, а напрямую. В планах властей соорудить и постоянную дорогу. После грамотной регулировки светофора на перекрестке Котляковский проезд — улица Москворечье удалось победить пробку на Каширском шоссе. И таких мест на карте столицы сотни.
Еще одна примета времени — горожане больше не воспринимают автомобили как символ престижа и не гнушаются передвигаться на метро и автобусах.
— Многие москвичи пользуются личным транспортом не потому, что не хотят ездить на метро, а потому, что метро у них нет рядом с домом или с работой, — продолжает Андрей Мухортиков. — Как только подземка придет в Солнцево, Дегунино, Ховрино, Кожухово, дорожная ситуация в этих местах будет улучшаться. Привлекательным станет и создание офисов на окраинах города. А значит, постепенно будет идти отток рабочих мест из центра столицы. Идеально, чтобы встречные потоки — из центра в область и из области в центр — были примерно равны.
К сожалению, из-за конфликта с Украиной развитие метро в Москве может замедлиться. По словам эксперта, именно из соседней страны к нам поступали тюбинги для тоннелей подземки. Сбой поставок уже дал о себе знать: на несколько месяцев откладывается открытие 6 станций в северной части салатовой ветки (они примут пассажиров не в 2014 году, как планировалось, а ближе к концу 2015-го). Строители, правда, утверждают, что нехватка тюбингов — не единственная причина отсрочки. Вроде как обнаружились еще и сложности с грунтами.
Впрочем, петь осанну московским властям рано. Не стоит забывать об общем снижении уровня жизни. Продажи машин резко сократились — по разным данным, на 27–35% за год. Можно говорить о совершенно новой тенденции: из-за высоких цен в автошколах начинающие водители вынуждены прерывать, а то и бросать обучение.
Да и вообще, как бы ни было, прощаться с пробками нам еще ох как рано. Любое погодное явление — дождь, снег, туман и проч. — и столичные дороги немедленно «краснеют». И будут «краснеть». Увы — лекарства от этой болезни еще не изобрели.