Как объяснили нам в столичном департаменте образования, никакого специального указа или распоряжения о введении пятидневки не было, однако с одобрения градоначальника 90% столичных школ перешли на пятидневную рабочую неделю.
По словам руководителя Департамента Исаака Калины, необходимость сделать субботу учебным днем возникла еще в начале 2000-х годов.
- Так повелось с той поры, что младшеклассники у нас учатся 5 дней. У детей с 5-ого по 9-й — примерно в половине школ суббота — рабочий день. А вот старшеклассники все учились и по субботам. Связано это было с тем, что выпускникам надо было интенсивно готовиться к ЕГЭ. А в силу демографических особенностей учеников к 10-му и 11-му классу оставалось недостаточно. В итоге в одной школе формировался один 10-й и один 11-й класс. В них собирались дети с разными способностями и наклонностями. Учителям приходилось вставлять в учебный план дополнительные уроки физики, химии, истории, литературы, чтобы все дети могли подготовиться к сдаче выпускных экзаменов и поступлению в вузы. Но нельзя же учить с раннего утра и до позднего вечера. Поэтому приходилось захватывать субботу.
Теперь же, когда школы объединены в образовательные центры, да и детей стало значительно больше, есть возможность формировать профильные старшие классы — где-то упор сделать на химию и математику, где-то на гуманитарные науки. В экспериментальном режиме 10 школ в Северном административном округе весь 2013\2014 учебный год работали в режиме «пятидневки». Результатами все остались довольны.
Мы называем это рационализацией учебного процесса, - пояснил Калина.
Эта рационализация и позволила учителям многих школ (примерно 90% от всех существующих) отказаться от учебной субботы. Причем на заработную плату педагогов это не повлияет. Так как с 1 января 2014 года оплата труда учителя в Москве напрямую зависит от успехов учеников — чем лучше учатся дети, тем больше зарплата. А по результатам экзаменационной кампании 2014 число высокобалльников ЕГЭ в Москве вдвое больше, чем в среднем по России.
Решение о переходе на пятидневную рабочую неделю оставлено на усмотрение совета школы, в который входят педагоги, родители, представители общественности. С 1 сентября 2014 года отказались от учебной субботы примерно 70% учебных заведений города. Оставили максимальную часовую загрузку своих учеников лишь некоторые спецшколы, где существуют дополнительные предметы.