«Пекин и Москва очень похожи, – заявил Хуснуллин 19 мая, комментируя подписанные соглашения. – В 50-е годы как раз генеральным планированием Пекина занимались советские специалисты, поэтому мы очень похожи, похожи по своему развитию, по своим проблемам». Напомним, заммэра Москвы входит в официальную делегацию России, которая как раз сейчас гостит в Китае. «Самый главный вопрос, который нас интересует - это строительство метро и транспортной инфраструктуры, - отметил Хуснуллин. - Сегодня Пекин номер один в мире по объемам строительства, нам есть чему учиться, но я в тоже время хочу сказать, что те темпы, которые сегодня Москва взяла по строительству метрополитена, близки к пекинским».
«В Москве существует масштабная программа метростроения, какой мы не знали в лучшие советские годы, – соглашается директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко. – Очевидно, что своими силами мы не справляемся. При этом, сегодня метро нигде не строится в таких объемах, как в Китае. За 15 лет закончена подземка в Шанхае, а это сопоставимо по масштабам со всем лондонским метрополитеном – темпы строительства просто небывалые. Китайцы строят на вырост, планируя на 20-30-летнюю перспективу. И метро они делают хорошо, качественно и, что главное, быстро – никакие европейцы в этом плане с ними не сравнятся. Сделать более качественно – это да, а быстрее – вряд ли».
Эксперт также отмечает, что относительная дешевизна строительства метро в Китае объясняется способом ведения работ. «Они используют преимущественно открытый способ, – говорит Трофименко. – За него же в последнее время ратует и Марат Хуснуллин – так намного дешевле. И если в историческом центре Москвы это неприемлемо, то на новых территориях подобных ограничений нет».
Правда, насколько известно сейчас, тоннели от Саларьево до Коммунарки все же проложат закрытым способом. Инвестиции китайцев в новомосковскую подземку оцениваются в 75-90 млрд. рублей – по 5-6 млрд. за километр. «Эта обычная стоимость строительства метро в Москве, но все будет зависеть от грунта», – считает Трофименко. Эксперты уже успели отметить, что новая ветка метро будет первой подземной линией общественного транспорта, построенной в Москве с привлечением инвесторов.