А ведь как раньше все было просто и понятно! Правительство тихо-мирно выпускало постановление о повышении цен на проезд на рубль-два. И никто не роптал. Теперь же — не просто повышение цен, а повышение с приключением.
Акт первый: начальник Московского метрополитена Беседин обратился к заму мэра Максиму Ликсутову с предложением повысить цены на проезд на 87,7%! И тогда, дескать, подземке обеспечена безубыточная работа.
Реакция зала: столица недовольно забурчала. Платить за транспорт почти в два раза больше значит неминуемо ограничить себя в чем-то другом. Не в таком, так сказать, насущном — походах в театр, посиделках в кафе с друзьями, покупке новинок в книжном магазине...
Акт второй: власти послали «в зал» сигнал. «Индексация тарифов не отразится на уровне жизни москвичей; город всегда будет выполнять свои социальные обязательства перед жителями». Согласно официальному заявлению Департамента транспорта, «цены на билеты тарифного меню изменятся лишь на 5–7%».
Реакция зала: народ вздохнул с облегчением — ну, 5–7% мы потянем, еще и не такое тянули.
Но дьявол, как известно, кроется в деталях. И даже при поверхностном взгляде на новое тарифное меню становится ясно: стоимость проезда вырастет сильнее.
Например, один из самых популярных единых билетов — на 20 поездок — сейчас стоит 500 рублей, а с 1 июня «потяжелеет» до 540 рублей, то есть на 8%. Билет «90 минут» на 5 поездок (сейчас — 220 рублей) подорожает на двадцатку и будет стоить 240 рублей. Рост — на 9,1%. Не то чтобы мы придираемся, но 8% и 9,1% — это все-таки не 7% и тем более не 5%.
— При определении оптимальной схемы изменения тарифов правительство города исходило из комплекса факторов: роста реальной заработной платы в Москве, динамики доходов москвичей, уровня инфляции и изменения потребительских цен в Москве, — пояснили в транспортном ведомстве. — При этом мы потребовали от перевозчиков оптимизировать внутренние ресурсы, чтобы в дальнейшем сдерживать рост тарифов.
По данным, которые привели чиновники, средняя номинальная зарплата в Москве в 2012 году составляла 50 628 рублей в месяц, а доля расходов на проезд в метро — 2,02%. В 2013 году соотношение чисел выглядело еще привлекательнее — 56 450 руб. и 1,77% соответственно. Ну а в 2014-м — совсем уж красота: средняя зарплата — 62 773 руб., расходы на проезд — 1,65%. С учетом социально-экономического прогноза Департамента экономической политики и развития города к 2016 году заработки простых москвичей превысят 70 тысяч рублей. А значит, чиновники снова с чистой совестью смогут поднять тарифы на «оптимальную величину».
Одна радость — пока еще сохраняется прежняя стоимость проезда для льготников, по карте «Тройка» и билетам на 1 и 2 поездки. Кстати, не так давно чиновники заявляли, что как раз повышение цен на последние билеты не так страшно — ими пользуются лишь пассажиры, находящиеся в Москве проездом. Однако же получилось, что рублем на сей раз наказали не их, а горожан, проживающих в столице постоянно.