На днях в одной из башен Москва-Сити прошла международная конференция «Высотный мир. Москва-Сити: перспективы развития», посвященная дальнейшей судьбе Делового центра. Архитекторы, инвесторы, собственники зданий и представители городского руководства обсуждали, как сделать «высокий мир» открытым, доступным и функциональным для транспорта и для людей.
Как и в бытность промзоной, территория Сити остается малодоступной и отрезанной от остального города, подобно острову. Люди полагают, что изолированность Делового центра — это следствие его высокого статуса: мол, изначально предполагалось, что высотки будут местом обитания бизнес-элиты, «страшно далекой от народа». Но это не так. Ошибка закралась еще на стадии задумки и проектирования. В середине "нулевых" годов инженеры НИиПИ Генплана Москвы настаивали на необходимости создания хорошей транспортной схемы. Но инвесторы и власти остались глухи к их голосу. В итоге район получился ущербным — и с точки зрения ранспортной доступности, и в отношении общественных пространств.
...Конференция началась с небольшой задержки. Спикер первой сессии главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заблудился в лабиринтах башни «Федерация». К слову, подобная участь постигла почти всех, кто предусмотрительно не обзавелся схемой-проводником. Сориентироваться на территории Москва-Сити — задачка не из легких. Нет четкого деления на улицы и кварталы, еще труднее разобраться в ориентации самих зданий. Небоскреб «Федерация», например, состоит из двух башен: «Восток» и «Запад». Если повезет, лабиринтами выйдешь к нужной тебе точке. Если нет, блуждание по зданию может затянуться надолго.
— Когда у вас нет понятной навигации, нет представления, где проехать и как пройти, ни о каком качестве городской среды говорить не приходится, — отреагировал на отсутствие указателей главный архитектор. — При этом нет и людей, готовых подсказать, как правильно добраться в нужное место. Кругом шлагбаумы и охранники в бронежилетах. Пора выкинуть все эти перегретые тезисы о безопасности и сделать первые этажи максимально открытыми, проницаемыми для пешеходов.
«Федерация» — второй по счету небоскреб, появившийся на территории Сити, самое высокое здание Европы — 373,7 метра, 95 этажей. Как уже упоминалось, небоскреб состоит из башен «Восток» и «Запад», вершина одной из них все еще остается в строительных лесах. Всего на территории Сити, площадью 60 гектаров, планируется возвести 21 башню разной высоты. Часть зданий только прошли экспертизу, часть находятся в стадии котлована. Мэр Москвы распорядился ускорить строительство — встречать Чемпионат мира по футболу-2018 столица должна с нормальным Сити! Правда, по самым оптимистичным прогнозам, «заселить» все небоскребы арендаторами удастся не раньше 2030 года.
— Компания, которая эксплуатирует Сити, должна пересмотреть отношения между собственниками в той части, где пространство делится на частное и общественное, — отметил главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов. — Пока эту территорию трудно назвать городом. Собственники зданий больше напоминают феодалов, каждый из которых живет в своей башне, окруженной глубоким рвом.
Институт Генплана разрабатывает три глобальных проекта, каждый из которых в той или иной мере затрагивает будущее Делового центра. Концепция базируется на идее «полицентричной Москвы». По замыслу архитекторов, в столице предстоит создать несколько дополнительных «точек притяжения», которые бы позволили разгрузить исторический центр города. Как раз один из подобных альтернативных центров города и должен будет обосноваться на территории Сити.
«Радиус транспортного и градостроительного поражения», по выражению специалистов из Москомархитектуры, будет гораздо шире территории самого Делового центра. Он распространится на 7 тысяч гектаров и охватит территорию от Кутузовского до Ленинградского проспекта. Сопутствующий глобальный проект в отношении Делового центра связан с транспортной инфраструктурой. Самые большие надежды возлагаются на МКЖД, кроме этого планируется дальнейшее строительство Калининско-Солнцевской линии метро и прокладка отдельной ветки подземки, которая свяжет территорию Сити с новым административно-финансовым центром в Рублево-Архангельском. Более ближние цели включают строительство Северного дублера Кутузовского шоссе — первого платного московского автобана. Еще один важный вопрос — создание нужного количества парковочных мест. Для полноценного функционирования Сити необходимо 200-250 тысяч машиномест. Сегодня Сити может безболезненно принять 16 тысяч автомобилей, еще 5 тысяч машиномест находится на набережной.
Очевидно, что просчетов в проектировании высотного района избежать не удалось, но у проекта — огромный потенциал. И сегодня уже никто не говорит, что Москва-Сити — это большая ошибка.