Катастрофа в «долине смерти»
Место, где случилась беда, пользуется дурной славой среди автомобилистов. Мини-экскурсию на следующий день после трагедии для нас проводит Сергей, водитель со стажем, который регулярно ездит по Минской улице на работу. На тротуаре еще видны следы крови, а к забору, о который «Тойота» размазала пешеходов, уже несут цветы.
— Посмотрите, какой ужасный участок, — комментирует Сергей. — Со стороны Можайского шоссе дорога идет резко под уклон, ныряет под мост Киевской железной дороги и поворачивает вправо. Конечно, водителю соблазнительно разогнаться здесь до 100 км в час. Раньше аварии здесь случались очень часто, особенно на мосту через Cетунь. Настоящая долина смерти была. Потом на автобусной остановке поставили светофор. Но он, как видите, не сильно помогает — чаще всего здесь горит зеленый, и машины летят, как и прежде.
В субботу днем на остановке «Каменная плотина» возле элитного жилого комплекса «Золотые ключи» собралось довольно много народу. В ожидании автобуса коротали время и подростки — воспитанники школы-интерната № 7 для умственно отсталых детей. Вместе с преподавателями они возвращались с конкурса прикладного искусства. Ребятам было удобнее ехать не на метро —
— Я подходила к остановке, поминутно оглядываясь назад — все ждала, что автобус появится, — швея Елена Загородняя была на волосок от смерти. — Вообще я случайно оказалась в том месте: заезжала на работу, чтобы забрать костюм для мужа. Вдруг слышу какой-то визг, скрежет, оборачиваюсь — машина прямо на меня летит, сметая всех, кто стоял на пути. Меня будто столбняк охватил, не могу пошевелиться, только руки с костюмом вперед выставила. И он как будто пуленепробиваемый оказался, все осколки на себя принял.
«Тойота» затормозила в шаге от Елены, подмяв под себя несчастных пассажиров на остановке. Сами конструкции павильона смяло и отбросило на забор, одна деталь впилась женщине в ногу. Но ей повезло: она выжила.
— У меня даже хватило сил посмотреть на этого негодяя. Он пьяный был, еле языком ворочал. Бормотал что-то типа: «А что такого случилось?»
Александр Максимов ехал из дома на улице Говорова. В его машине находился пассажир,
«Все надеялись, что он не сядет за руль»
Александр Максимов получил сотрясение мозга и рваные раны. Ему оказали медпомощь и взяли под стражу. Как пояснили «МК» в пресс-службе столичного главка, сейчас дело передано в ГСУ ГУ МВД по Москве. Возможно, уже в понедельник Максимову будет вынесена мера пресечения.
Кстати, водитель вел себя достаточно дерзко — отворачивался от камеры, отказывался отвечать на вопросы полицейских. На допросе у него удалось выяснить, что пил он второй день (то, что водитель был мертвецки пьян, показала и экспертиза). Теперь, осознав содеянное, хочет застрелиться. «МК» выяснил об этом человеке несколько любопытных подробностей.
Виновнику трагедии через пару недель исполнится 30, он младший в семье (старший брат Максим, они погодки). Когда-то Максимов успел послужить во вневедомственной охране УВД Юго-Западного округа, потом сменил несколько мест, трудился в том числе в компании «ТИ-Нэтворк», последнее время работал на заводе.
— Сюда, на улицу Говорова, он переехал вместе с братом лет пять назад, — объясняют соседи. — К тому моменту в этой квартире жили два их двоюродных брата, родные которых умерли. Потом Александр привел жену.
По словам соседей, два брата очень порядочные, а вот Александр хорошим поведением не отличался.
— С ним все время что-нибудь происходило, — говорит сосед. — То я его встречу с пробитой головой, видимо, где-то в драку влез. А после того как разошелся с женой, стал редко здесь появляться. Хотя за час до аварии я его видел — он как раз садился в машину.
Первая машина Максимова — «ВАЗ-2104». Но он уважал «японок» и в конце концов реализовал давнюю мечту — пару лет назад купил «Тойоту Краун» за 120 тысяч рублей. Машина не новая, 1993 года выпуска, причем в этом году Александру пришлось заниматься ее ремонтом — вышел из строя двигатель. Возможно, этот нюанс возьмут на вооружение адвокаты.
Вот что рассказал «МК» друг Максимова.
— По характеру он добрый, веселый, надежный. Всегда помогал, если просили. Манера езды... Да обычная, по крайней мере люди с ним ездить не боялись. Иногда он таксовал, если денег не хватало.
— А чем увлекался?
— На турнике любил качаться, с компьютерами возиться.
— Он не рассказывал о проблемах с гаишниками?
— Да, его штрафовали за выезд на спецполосу. Ну и прав лишали, но знаете — по глупости. Просто оказался не в том месте не в то время.
СПРАВКА «МК»
Максимов в сентябре 2010 года лишился водительских прав за езду в пьяном виде (как раз обмывал «Тойоту»). Дважды его наказывали за превышение скорости (небольшое, не более 40 км в час), дважды за неправильную парковку и один раз — как пешехода.
— Насколько известно, у него были проблемы в семье?
— Ну, это давно было. Два года назад они с Галей разошлись, сын с ней остался. Но Александр часто с ним виделся, помогал.
— Когда вы с ним общались последний раз?
— В пятницу вечером по телефону. Он был выпимши, предлагал приехать попить пива, обещал на следующее утро меня отвезти. Но я отказался. Знаете, и я, и другие, кто разговаривал с ним в тот день, очень надеялись, что он не сядет за руль. А он сел.
Дети погибли вместе с педагогами
Погибшие — пять подростков и два взрослых — возвращались с творческого фестиваля для детей с ограниченными возможностями «Мы вместе», проходившем в актовом зале Музея Отечественной войны на Поклонной горе. В тот день чествовали победителей конкурса.
— В награждении участвовало очень много ребятишек. Но эту группу из детского дома № 7 для умственно отсталых детей мы запомнили сразу, — рассказывает «МК» член оргкомитета фестиваля Ирина Сухотина. — Ребята заняли сразу три призовых места в номинации «За лучшую живописную работу» и очень радовались победе. Вообще все детишки, участвующие в нашем конкурсе, талантливые. Но чтобы сразу три призовых места взяли ребята из одного детского дома — такое впервые.
Рисунок Димы Узбекова был признал на конкурсе лучшим. Настя Александрова заняла второе место. А Мальцев Вова — третье. Среди участников был еще Леша Акимочкин (второй призер прошлогоднего конкурса), но он не поехал на церемонию и, вероятно, благодаря этому выжил.
Сопровождали ребятишек на финал конкурса педагоги Ольга и Сергей Ширшовы (они тоже в списке погибших). Конкурс закончился в два часа дня, но погода была хорошая и, видимо, педагоги повели ребятишек прогуляться.
— Сама я Ольгу не знала, но даже с первого взгляда было видно, что она педагог от Бога. За те несколько часов, что проходило награждение, было видно, что ребята к ней очень привязаны, — говорит Ирина Сухотина.
По словам соседей, у Ольги и Сергея своих детей не было. «Оленька нам давно говорила, что очень хочет маленького, но не может забеременеть. Поэтому она, наверное, и устроилась на работу в интернат. А еще у нее с детства были проблемы с ногами, не сгибалась коленная чашечка. Если не дай бог повредит ногу, становилось совсем плохо. В те дни супруг ее в буквальном смысле слова на руках носил». По словам соседей, все время Ширшовы передвигались на личном автомобиле. Но все поехавшие на конкурс ребята в автомобиль бы не поместились.
Почему водители так ведут себя на дорогах? Вопрос риторический: они уверены в своей безнаказанности. Удрать с места происшествия, откупиться взяткой, нанять богатого адвоката — все это для современного российского автомобилиста в порядке вещей.
Может, хотя бы эта трагедия заставит измениться? Если не водителей, то тех, кто должен карать их за убийства на дорогах.
Анастасия Гнединская
Дарья Федотова
КАК У НИХ
В США в результате ДТП ежегодно погибает свыше 30 тыс. человек, большинство из которых — дети и молодежь. Однако то, какое наказание будет нести виновник аварии, зависит от обстоятельств. Можно сесть за решетку, а можно... остаться невиновным. Известен случай, когда суд снял вину с
Итальянских любителей выпить и полихачить, которые становятся причиной ДТП со смертельным исходом, обычно лишают водительских прав пожизненно. То же самое касается водителей, находящихся под действием наркотиков. Но в отличие от уголовного преследования процедура не предусматривает помилования. Конечно, водитель в суде может покаяться и получить менее суровое наказание, но сесть за руль ему больше не позволят.
Во Франции в школах автовождения ученикам предлагают специальные очки, имитирующие эффект алкогольного опьянения. На подготовке водитель в таких очках должен преодолеть пешеходный переход с многочисленными препятствиями. В стране действуют жесткие меры в отношении пьяных водителей. 0,05% алкоголя — это уже причина крупного штрафа и лишения прав. Кстати, эти правила сократили смертельные случаи на дорогах на 20%.
Лучше всех приходится гражданам Венесуэлы. Местные владельцы автомобилей шутят, что в стране среди стражей порядка нет «культуры наказания» за вождение в нетрезвом состоянии. Не останавливают местные полицейские и тех водителей, которые проезжают на красный свет светофора или перестраиваются на перекрестках. Практически никто из автолюбителей не пристегивается ремнем безопасности — и все считают это нормальным. Более того, в Венесуэле не принято брать штраф с явных нарушителей ПДД.
Зато самые суровые наказания ждут водителей Сальвадора, Таиланда, Индонезии и Китая. Автовладельцев, которые в пьяном виде сбили человека насмерть, ждет смертная казнь. Первая «экспериментальная» расправа за аварию с человеческими жертвами была применена в Китае по отношению к водителю, по вине которого погибло 5 человек. На момент совершения ДТП он был пьян. Ответственность за происшествие понесли и родственники преступника: они были обязаны выплатить материальную компенсацию около $20 тыс. каждой из семей пострадавших.
Игорь Субботин
Почему пьяных водителей не наказывают строго
В настоящее время статья 264 Уголовного кодекса предусматривает для пьяных виновников ДТП, в котором погиб человек, лишение свободы сроком до семи лет с лишением прав до трех лет. Действия пьяного водителя, повлекшие за собой смерть двух и более лиц, УК предлагает наказывать либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо тюремным сроком до 9 лет плюс лишение прав на три года.
Посещая Совфед в конце июня, Владимир Путин попросил парламентариев «сформулировать как законодательную инициативу» ужесточение наказания за вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В конце августа в Госдуму было внесено два законопроекта, усиливающих ответственность пьяных водителей. Разработанный депутатами от ЛДПР Игорем Лебедевым, Ярославом Ниловым и Андреем Свинцовым документ предлагает увеличить сроки за гибель человека в результате «пьяного» ДТП. При одном погибшем — наказывать лишением свободы на срок от трех до пяти лет, при нескольких — на срок от пяти до 15 лет. При этом во втором случае парламентарии предлагают не оставлять для осужденных альтернативу в виде пятилетнего срока принудительных работ.
Второй законопроект, внесенный единороссом Сергеем Чижовым, предлагает наказывать водителей за повторный отказ проходить тест на алкоголь лишением прав на три года (сейчас существуют санкции только к первичному отказу от медосвидетельствования).
В то же время другой единоросс, первый замглавы Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, готовит к внесению свою формулу для пьяных водителей: ввести уголовную ответственность за повторное вождение в пьяном виде уже лишенных прав за аналогичное правонарушение автомобилистов. Но при этом отказаться от «нулевого промилле» (введенного по инициативе Дмитрия Медведева), поскольку тяжкое наказание могут понести водители с так называемым «эндогенным алкоголем» в крови, то есть спиртом, который вырабатывает организм самостоятельно. Допустимая норма, с точки зрения Лысакова, должна составить от 0,2 до 0,3 промилле, но не более.