— Андрей Валентинович, сколько всего экспертов работали над опознанием погибших?
— Более 60 российских и индонезийских специалистов в области медико-криминалистической, стоматологической, антропологической и молекулярно-генетической идентификации личности. Среди них — сотрудники нашего центра: замдиректора — профессор Павел Иванов, завотделами — кандидаты медицинских наук Дмитрий Момот и Светлана Мошенская, судмедэксперт Наталья Туаева и я. Мы прибыли в Джакарту и приступили к работе 12 мая, а закончили ее
— Какие травмы были у них?
— Значительные повреждения тел, несовместимые с жизнью, характерные для авиационных происшествий. 17 мая по поручению российского правительства Минздравсоцразвития направило в Джакарту специальный борт с дорогостоящими реактивами. Согласно стандартам Интерпола, официальную идентификацию жертв проводит та сторона, где все случилось. Большую помощь в организации проведения исследований в Джакарте оказали правительства России и Индонезии, Минздравсоцразвития России, МЧС РФ, МИД РФ, посольство России в Индонезии, КБ «Сухой», МАК. Российские эксперты, кстати, работали при активном участии Следственного комитета России.
— В прессе писали, что российская сторона не сразу передала образцы родных для генетической экспертизы и другие данные, в том числе так называемые зубные карты, из-за чего у индонезийцев возникли сложности. Так ли это?
— Нет. Образцы для проведения молекулярно-генетических исследований (иными словами, кровь) взяли у родственников в Российском центре судебно-медицинской экспертизы 12 мая. В это же время близких опросили в целях получения необходимой информации медицинского характера, составили специальные идентификационные карты. Все это вовремя передали в соответствии с международными правовыми нормами индонезийской стороне и российским экспертам, находившимся в Джакарте. Эти материалы использовали для проведения экспертиз.
— Очевидцы сообщали, что в Индонезии условия хранения тел далеки от идеальных — некоторые пакеты с останками находились долгое время на жаре, а в морге бегали упитанные крысы. Что можете сказать по этому поводу?
— Условия хранения тел в полицейском госпитале Джакарты обычные: тела находились в специальных пакетах в холодильных камерах при температуре +2...+4 градуса Цельсия. По моей просьбе для бережного хранения тел российских граждан в условиях влажного и жаркого тропического климата до момента их отправки в Россию КБ «Сухой» приобрело специальную дорогостоящую камеру со встроенной охлаждающей установкой, позволившей поддерживать низкую температуру (—20 градусов Цельсия). Эта камера располагалась на территории полицейского госпиталя Джакарты, и в ней находились все останки российских граждан. Крыс ни в морге, ни на территории госпиталя не было.
— С какими проблемами столкнулись?
— Никаких проблем не возникло: у нас накоплен большой опыт в идентификации жертв различных катастроф. Уже 14 мая мы смогли предварительно идентифицировать пятерых россиян. Остальные тела идентифицировали по мере их поступления с места крушения. Хочу отметить, что в Индонезии очень высококвалифицированная и хорошо оснащенная экспертная служба. Молекулярно-генетическая лаборатория соответствует международным стандартам и хорошо оснащена современным оборудованием и реактивами. Лабораторию создали в 2007 году, при активном участии Австралии, после теракта на Бали, в результате которого погибло много граждан этой страны.
Между тем, как сообщил руководитель пресс-службы ГУП «Ритуал» Дмитрий Коробцов, после доставки в столицу тела погибших поместят на сохранение до похорон в останкохранилища. Прощание с менеджером по контрактам ОАО «Гражданские самолеты Сухого» Кристиной Куржуповой состоится в пятницу. Предполагается, что она будет похоронена на родине — в Иркутске. С директором по продажам ОАО «Гражданские самолеты Сухого» Евгением Гребенщиковым простятся 26 мая, после чего его предадут земле на Троекуровском кладбище. С остальными жертвами авиакрушения простятся 29 мая. Скорее всего, их похоронят в некрополях Московской области. По словам гендиректора ГУП «Ритуал» Александра Егорова, все поставленные задачи по работе с семьями погибших соотечественников, организации транспортных услуг, проведению церемоний прощания и захоронения будут выполнены полностью.