Террористов достали из-под Москвы

«МК» узнал имена ваххабитов, которые до штурма спецназа уже устраивали взрыв в съемной квартире

В ходе спецоперации в подмосковном Орехове-Зуеве в понедельник вечером два боевика застрелены, еще одного их пособника взяли живым. По предварительным данным, террористы базировались в Подмосковье и замышляли теракт в столице. Информация о преступниках — более чем противоречивая. По официальной информации, все трое прошли целенаправленную подготовку к теракту в Афгано-Пакистанском регионе. Есть данные, что они принадлежали к «Исламской партии Узбекистана» и хотели устроить взрыв в конце мая в общественном месте в столице. «МК» узнал, откуда на самом деле прибыли террористы и как им удалось обосноваться в 101 километре от столицы.

«МК» узнал имена ваххабитов, которые до штурма спецназа уже устраивали взрыв в съемной квартире
Квартира, где жили террористы.

Поселились террористы в злополучной квартире на улице Барышникова в апреле. Целый месяц они имитировали бурную деятельность — соседи вечно слышали «симфонии» из звуков дрели, молотка, пилы и еще бог знает чего.

Сотрудники ФСБ заявляют, что разрабатывали эту группу еще до того, как они переехали в Подмосковье. Еще за пару недель до операции окрестных жильцов опрашивали представители ведомства и показывали фотоориентировки. Когда на место вместе со спецназом прибыли саперы, они сразу сказали, что им работы на месте происшествия не будет никакой. То есть спецназ точно знал, что террористы не хранят в квартире гранаты или взрывчатку, а лишь огнестрел. Потому на время операции жильцов решили не эвакуировать — это заняло бы много времени и позволило бы террористам занять оборону. Кроме того, бойцы спецназа не ломали дверь в квартиру — они воспользовались сотрудничеством человека, который выходил на связь с группировкой. Возможно, он выполнял роль «засланного казачка». В итоге, когда он позвонил террористам и попросил открыть дверь, операция и началась.

Этим бинтом перевязывали раненого сотрудника спецслужб.

По свидетельствам соседей, всего было слышно несколько десятков выстрелов. Бойцы ворвались через входную дверь, но встретили сопротивление. В какой-то момент двое террористов выпрыгнули из окна, но внизу их уже ждали. Их расстреляли на месте, но один из них все же попал несколько раз в бойца спецназа.

— Когда стрельба утихла, к нам в дверь позвонил боец спецназа, — пояснил «МК» Сергей, сосед террористов. — Он спросил, все ли у нас в порядке и знаю ли я, как перекрыть газ. Я прошел вместе с ним в 7-ю квартиру к газовой трубе. В этой квартире жуткий запах, мусорник, тараканы... А позже сотрудники спецназа вывели абсолютно голого мужчину на улицу. Убедившись, что у него нет оружия, они завернули его то ли в скатерть, то ли в занавеску и усадили в машину.

Раненому бойцу оказали помощь на месте так называемыми затычками — стерильными пакетами для перевязки, которые в случае кровотечения бойцы используют как тампон, слегка вдавливая в рану стерильную ватную подушку. Но все же этого было недостаточно, и его отвезли в реанимацию местной районной больницы.

«МК» удалось выяснить, кто именно снял квартиру для террористов. Им оказался уроженец Башкортостана Юлай Давлетбаев. Именно его имя значится в договоре на съем квартиры на улице Барышникова. Второй представлялся соседям как Юрий Соломонович.

Следы от пуль остались даже на дереве.

Журналистам «МК» удалось выяснить, что на протяжении нескольких лет убитый Юлай Давлетбаев жил в Уфе, где рьяно отстаивал интересы мусульман-ваххабитов. Так, по словам источника в правоохранительных органах, в 2007 году Юлай Давлетбаев собирал подписи в защиту имама уфимской мечети Саида Байбурина, арестованного после того, как в его автомобиле были найдены тротиловая шашка и наркотики. Правда, позже благодаря активной работе адвоката Байбурина Светланы Авджаевой обвинения в хранении наркотиков и оружия с имама были сняты. Его осудили лишь за призывы к экстремистской деятельности. Саид Байбурин преподавал в Уфимской мечети — «фаляке». Правда, позже выяснилось, что Байбурин не был имамом. Местное мусульманское духовенство ничего о нем не слышало. А потому со временем в деле Байбурина обвиняемый стал фигурировать как богослов. В своих речах он проповедовал жесткое ваххабитское учение, которое предполагало убийство неверных с последующим изъятием их имущества. 16 апреля 2008 года Орджоникидзевский суд Уфы признал его виновным в призывах к экстремистской деятельности и приговорил к полутора годам лишения свободы в колонии общего режима. На этом история не закончилась. 14 ноября Саид Байбурин таинственным образом исчез из уфимской колонии №9 в день, когда заканчивался срок его пребывания под стражей. Позже выяснилось, что трое сотрудников ФСБ, не дожидаясь открытия спецчасти, оформляющей документы, забрали лжеимама у сотрудников колонии, доехали до российско-казахской границы и передали Байбурина казахстанской стороне. Что касается Юлая Давлетбаева, то он был активным помощником защиты экстремиста и оказывал всякую помощь, пытаясь добиться его освобождения.

С места происшествия кроме автомата изъяли перчатки.

Хозяйка квартиры террористов: «Они платили 12 тысяч в месяц»

По словам хозяйки квартиры на улице Барышникова, 71-летней пенсионерки Галины, арендаторы были вежливыми и чистоплотными. «МК» удалось переговорить с пожилой дамой.

— Галина Григорьевна, каким образом вы нашли квартирантов?

— Вообще эту «двушку» площадью, по-моему, 33 квадратных метра начала сдавать с февраля 2012 года. Дело в том, что мне очень не хватает денег — ухаживаю за одной из дочерей, 42-летней Александрой. Она инвалид II группы, ее пенсия — всего 6 тысяч рублей, не хватает ни на что. Я тоже инвалид — у меня был инфаркт, но после операции на сердце инвалидность сняли. Мне нужно принимать 6 лекарств (каждое из них — стоимостью по 2 тысячи). Так или иначе, сначала сдала строителям за 10 тысяч рублей, а когда они съехали, то риелторы нашли мне вот этих арендаторов-башкир. Сдала им квартиру 2 апреля на два месяца. Плата — 12 тысяч в месяц. На вид им всем — по 30 лет.

— Что было в квартире?

— Я ее сдала со всеми своими вещами — шкафами, сервантами советского производства. Там совмещенный крошечный санузел, маленький балкон. Сейчас там творится бедлам, кресло разбито, стены изрешечены пулями, на полу штукатурка и битое стекло. Окно в дальней комнате, через которое выпрыгнул тот человек, разбито. А ведь после съезда строителей я поклеила новые обои. Сейчас в жилище надо делать капремонт. Но я не могу предъявлять никому претензий — полицейские же предотвратили теракт.

— Как часто ходили в ту квартиру?

— В договоре есть пункт, что я имею право посещать квартиру раз в месяц. Я была там 3 раза. Первый раз — 5 мая, на Пасху. К слову, именно в этот день они должны были мне отдать вторую плату — за май. Они попросили задержать ее на три дня, так как, по их словам, у них не было денег. 5 мая они позвонили мне на мобильный в 8.10, сказали, что сами привезут деньги домой (я живу в трех минутах, на улице Бугрова). Но около 11.00 мне набрала соседка и сообщила, что в квартире прогремел взрыв. Я пошла туда. Они мне открыли дверь. В прихожей было чисто. Прошла на кухню и обалдела — стекло выбито, у кухонного шкафа отсутствует верх, посуда разбита, нет столового набора на 6 персон. Они мне сказали, что все выбросили. На полу, кстати, ничего особенного не заметила.

— Как они вам объяснили случившееся?

— Что-то невнятное пробормотали. Якобы эмалированный чайник, стоявший на плите, взорвался. Тогда я подумала, что, может, они наполнили его водой, он закипел, залил огонь, а газ-то шел. Жилец еще тогда сказал, что он включил горячую воду на газовой колонке (она в санузле). А форточка и дверь в кухню были закрыты. Поэтому неудивительно, что случился взрыв. Так я объяснила себе произошедшее.

— Наверно, вы посоветовали им быть аккуратными?

— Да, я им сказала, что их счастье, что они остались живы. Предупредила, чтобы всегда держали форточку на кухне открытой. Они внимательно выслушали. Они вообще такие вежливые, чистоплотные. Сказали мне не беспокоиться, так как они все постепенно восстановят. В тот день они меня поставили в известность, что смеситель в ванной комнате капает. Это меня удивило — все три смесителя в квартире я заменила осенью прошлого года. Тем не менее пошла в магазин, купила его, вернулась в квартиру и отдала. В понедельник вызвала им мастера.

— Когда еще раз виделись с ними?

— 9 мая. Прошла тогда на кухню. Стекло они вставили, но мебель была в том же состоянии. Дальше кухни я не ходила. Ничего подозрительного там не замечала.

— Как узнали о случившемся?

— Позвонили мне соседи и из полиции. Меня продержали на допросах до 5 утра. Сначала общалась с сотрудниками ФСБ, потом с представителями СК РФ. Обещали, что проводят меня домой, но не сдержали слова.

Трое из Орехова-Зуева могут быть лишь «первой ласточкой»

По одной из версий, озвученной информагентствами, выжившего в перестрелке сейчас допрашивают на предмет связей группы с террористической организацией «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). В Россию злоумышленники прибыли из Северного Вазиристана, также известного как «территория племен» — труднодоступная часть Пакистана, фактически неподконтрольная Исламабаду.

Известно, что ИДУ было основано в середине 90-х в бывших советских среднеазиатских республиках. Религиозным подъемом и вакуумом власти на бывших землях заклятого соперника — СССР — решили воспользоваться лидеры Талибана и сделали ИДУ главным инструментом в деле расшатывания обстановки в регионе. Изначально организация называлась Исламской партией Туркестана, что отражало амбиции выступать в качестве региональной объединительной силы для исламистов, ИДУ принимало участие в гражданской войне в Таджикистане. Но позже отряды движения переместились в Узбекистан, избрав своей базой для операций Ферганскую долину. В том районе в самом конце прошлого столетия велись крупные столкновения с узбекскими пограничниками и армейскими частями.

Однако успешные действия Ташкента и начало американской операции в Афганистане сильно пошатнули позиции ИДУ. Боевики вынуждены были покинуть Узбекистан и воевать вместе с талибами против западной коалиции. Когда и там дела стали совсем уж плачевными, ИДУ вместе с Талибаном переместились в Вазиристан. С наземными операциями в этом районе у американской армии были проблемы, но ракеты с беспилотниками регулярно настигали лидеров движения.

В следующем году американцы покидают Афганистан, и, по всей очевидности, талибы планируют реванш. И хоть силы у них совсем уже не те, силу терроризма и радикального ислама опасно недооценивать. И в ближайшие годы деятельность ИДУ может притянуть к себе не только сочувствующих из среднеазиатских стран. Русский язык может облегчить их контакты и с радикально настроенными элементами в Башкирии и Татарстане. Может статься, что через пару лет Средняя Азия будет признана значительно более террористически опасным направлением, нежели Северный Кавказ.

Во вторник единственный выживший в ходе спецоперации в подмосковном Орехове-Зуеве террорист был заключен под стражу Лефортовским судом Москвы. В отношении Роберта Амерханова возбуждены сразу три уголовных дела по статьям: «бандитизм», «подготовка к террористическому акту», «хранение оружия». Как сообщили «МК» в пресс-службе Лефортовского суда, единственному выжившему террористу была избрана мера пресечения в виде двух месяцев заключения под стражу — до 20 июля 2013 года.

Сюжет:

Боевики в Орехово-Зуево

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру