Против угона нет приема

Депутатская инициатива, призванная остановить рост автокраж, ни к чему не приведет

Число угонов в стране после их кратковременного спада в предкризисные годы нынче угрожающе растет. Ежегодная прибавка этой статьи криминальной статистики на протяжении последних трех лет составляет 15–20%. В прошлом году в России было угнано 52 000 авто. И если так пойдет и дальше, то «лихие 90-е», когда угоняли-раздевали чуть не каждый третий автомобиль, вернутся в нашу автомобильную жизнь очень и очень скоро.

Депутатская инициатива, призванная остановить рост автокраж, ни к чему не приведет

Увы, но власти страны, признавая проблему, практически ничего не делают для ее решения. И дело даже не в бездействии правоохранителей. В столице в минувшем году было ликвидировано около 20 бандгрупп, специализирующихся на отъеме чужих «колес» с приминением насилия, в результате чего практически сошли на нет разбойные нападения при кражах авто. Но это свидетельствует лишь о том, что сыщики продуктивно работают только по «серьезным» делам. А большинство автокраж у нас совершаются так, чтобы если злоумышленника поймают — предъявить ему можно было только ст. 166 УК РФ «Угон». И не потому, что она такая уж мягкая. За «неправомерное завладение авто без цели хищения» можно схлопотать и пять, и семь, и десять, и даже двенадцать лет лишения свободы (смотря в каком составе, как и с какими последствиями было дело). Но правоприменительная практика такова, что судьи почему-то приговаривают тех, кто завладел чужой собственностью «исключительно» для того, чтобы «покататься», либо к денежным штрафам, либо условным срокам (даже если к автовладельцу было применено «насилие, не опасное для жизни или здоровья»). Российские служители Фемиды, вынося мягчайшие приговоры, с удовольствием учитывают любые смягчающие обстоятельства в виде положительных характеристик из ЖЭКа и наличия матери-старушки. Именно поэтому полицейские давно ратуют за ликвидацию этой статьи, чтобы привлекать автоугнощиков за кражи, грабежи и разбои. Или по крайней мере просто убрать из нее само понятие «угон без цели хищения». Именно эта формулировка и позволяет автоворам уходить от ответственности. Силовиков поддерживает и ряд депутатов Госдумы. Например, единоросс Вячеслав Лысаков, предлагающий оставить в статье 166 только такое понятие, как «неправомерное завладение транспортным средством» с безальтернативным наказанием в виде лишения свободы на срок от 5 лет без всяких штрафов и «условняков». Но его законопроект лежит в нижней палате парламента без движения вот уже который месяц.

Зато депутаты готовы рассмотреть уже в первом чтении законопроект Алексея Журавлева («ЕР») и Сергея Жигарева (ЛДПР). Они хотят дополнить ст. 166 пунктом, согласно которому угон автомобиля без цели хищения «с применением нештатного доступа» к нему должен наказываться принудительными работами на срок от трех до пяти лет, или ограничением свободы на такой же срок, или лишением свободы на срок от пяти до семи лет. По сути, из уже имеющейся обоймы возможных наказаний они убирают только штрафы, не меняя коренным образом порочную суть статьи в виде «взял покататься». То есть, возвращаясь к нашим самым гуманным судам в мире, вор чаще всего по-прежнему будет оставаться на свободе. Понятно, что на кривой угонов это не скажется никоим образом.

Так что в деле защиты своего движимого имущества нашим соотечественникам по-прежнему придется рассчитывать только на себя. И особенно москвичам, поскольку именно на столицу приходится основной вал угонов — четверть от всех автокраж в стране и более половины, 55%, похищенных транспортных средств в Центральном федеральном округе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру