Как отчитались в МВД, на данный момент возбуждено 14 уголовных дел по фактам мошенничества в особо крупном размере. Аферисты составляли на подставных людей фиктивные выписки из распоряжений Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны на право получения социального жилья — того самого, которое положено офицерам по выслуге 20 лет. Затем подделывались договоры социального найма с районными КЭЧ. Следующим шагом подавались документы в суд на приватизацию квартир, а после они спокойно продавались по рыночной цене. Подставные «собственники» получали за каждую махинацию небольшой процент со сделки.
В среду прошли задержания и обыски в квартирах и офисах фигурантов. Изъяты предметы и документы, подтверждающие противоправную деятельность участников группы, а также поддельные печати, штампы, бланки с подписями должностных лиц органов исполнительной власти, в том числе Минобороны России и Управления Федеральной регистрационной службы по Москве. В МВД также полагают, что в ближайшем будущем обнаружатся дополнительные эпизоды деятельности этой группы, а также аналогичные аферы в других регионах страны.
Параллельно в некоторых изданиях появилась версия, что руководил мошенниками адъютант главкома Сухопутных войск, а ныне замначальника Генерального штаба генерала-полковника Александра Постникова-Стрельцова. В пользу этой версии говорит тот факт, что даты деятельности преступной группы совпадают с периодом руководства Постниковым крупнейшим видом войск ВС. Напомним также, что бывший министр обороны Анатолий Сердюков в свое время наложил мораторий на выделение квартир военнослужащим в столице, мотивируя это тем, что на всех желающих все равно домов не построишь.
Впрочем, «похищенные» квартиры Минобороны имеет все возможности вернуть себе через суд. В этом «МК» уверил адвокат Анатолий Бакин:
— Если будет доказано, что сделки были притворными, осуществлялись без намерения создать последствия, ими предусмотренные, то они могут быть признаны ничтожными. Юридических последствий такая сделка не имеет. В таком случае стандартно предусматривается двусторонняя реституция. То есть продавец получает обратно в собственность квартиру, а покупатель — заплаченные деньги.
Могут, конечно, возникать проблемы, если квартира была перепродана. Но в таком случае конечный приобретатель должен доказать, что являлся добросовестным, то есть сделал все возможное, чтобы проверить «чистоту» приобретаемой жилплощади. В данном случае это достаточно нетрудно доказать — надо смотреть каждый случай в отдельности. Например, все сделки осуществлялись в срок менее трех лет, а по закону они облагаются 17%-ным налогом, если стоимость жилья превышает миллион рублей. Чтобы избежать налога, обычно в таких случаях в договоре указывается стоимость в 990 000 рублей, а остальная сумма передается по расписке. Несоответствие заявленной стоимости и реальной рыночной стоимости легко доказать экспертизой, а этого уже достаточно, чтобы признать покупателя недобросовестным.