В Москве чаще всего номера крадут с больших грузовиков и «полуторок». Легковушки тоже попадают под раздачу, но обычно воруют либо с новых иномарок, либо с авто, чьи бампера радуют глаз «красивыми» номерами (с тремя одинаковыми буквами или цифрами) или иностранные. Интерес криминалитета именно к вышеописанному контингенту вполне объясним: большегруз в среднем приносит его владельцу от 20 000 до 70 000 рублей в сутки, без номеров машина превращается в недвижимость, ибо за эксплуатацию авто без «жестянок» светит ни много ни мало, а лишение «прав». Да и за срыв заказа хозяину фуры придется заплатить солидную неустойку. Потому и просят похитители номеров с владельцев грузовиков минимум червонец. В отдельных случаях, когда пострадавший говорит, что, мол, ехать срочно надо (слово «срочно» здесь для бандюков ключевое), ставки возрастают до 50 000 рэ.
С «Газелями» все немного скромнее. Здесь обычно ценник за возврат номеров — хотя корректнее сказать «за информацию о месте, где они спрятаны» — заметно скромнее: от 3000 до 7000 рублей. «Вилка» в несколько тысяч зависит от принадлежности к региону. Скажем, со столичного владельца мини-грузовичка попросят трешку. Ну а если авто приехало в Белокаменную из Липецка или Тамбова, то меньше, чем за пятачок, ну никак не разойтись.
С владельцев «блатных» номеров денег просят безбожно. Разговор начинается минимум от 50 000 рублей, ну а потолок, говорят, составляет 150 000 «деревянных». С владельцев машин с иностранными номерами взаиморасчеты проходят в «коридоре» от 15 000 до 50 000 рублей. Причем иностранцы (как правило «жестянки» крадут у белорусов, украинцев и молдаван) находятся в особо повышенной зоне риска. Ведь они как рыба, взятая за жабры: без номеров не только по России передвигаться проблематично. Самое главное — нет возможности вернуться на машине на родину. Потому исправно платят жуликам.
Государство на стороне жулья?
Наученные горьким опытом автомобилисты, чтобы вновь не оказаться у воров на крючке, приклепывают намертво номера (если захочешь отодрать, так только вместе с бампером). Либо, перед тем как оставить машину без присмотра, снимают с нее номера. Но в таких мерах защиты есть свои подводные камни. Служивые от ДПС, наделенные полномочиями за некоторые водительские провинности скручивать с машины нарушителя номера, чертовски не любят всякого рода болты-секретки и заклепки. И хотя формально привлечь шофера к ответственности не за что, повзрывать мозг на тему, что, дескать, пригвоздив номер на заклепки, вы тем самым препятствуете осуществлению инспектором его должностных обязанностей, вполне могут.
Со снятыми для большей сохранности номерами дела обстоят еще суровее. С тех пор как в Москве стали работать парконы (авто, оснащенные приборами фотофиксации нарушений правил парковки), многие моторизованные москвичи стали заклеивать номерные знаки бумажками, листиками, а то и вовсе снимать с бамперов. И в этой связи в головы писателей отечественных норм права закралась мысля о том, чтобы штрафовать тех, кто проводит подобные манипуляции с госномерами.
Еще один способ защиты от номерокрадов — изготовление дубликатов. Речь, конечно, идет о копиях номеров, изготавливаемых на пластике с помощью специального принтера. Издали «дублер» похож на оригинал, но при ближайшем рассмотрении замечаешь, что цифры не выдавлены, а напечатаны, что нет голограмм, что белый фон без функции световозврата... Казалось бы, за такой знак водителя нельзя привлечь к ответственности по статье «использование заведомо подложных номеров», ведь формально буквенно-цифровой набор на дубликате соответствует тому, что на оригинале, да и сами «жестянки» красуются под лобовым стеклом (поэтому владелец авто если и нарушает, то лишь правила расположения номеров). Однако милицейская кара будет гораздо серьезнее допущенного правонарушения. Дело в том, что для приборов фото- и видеофиксации нарушений сигналом к распознаванию номера является голограмма, нанесенная на жестянку (по этой же причине и на транзитные номера стали клеить переливающийся всеми цветами радуги стикер). На дубликате голограмм нет, а значит, автомобиль становится невидимым для беспристрастного «гаишного ока». Отсюда и причина столь пристального внимания инспекторов к тому, что именно висит на бамперах. Всеми правдами и неправдами они, выявив машину с не соответствующими ГОСТу номерными знаками, привлекают водилу по статьям КоАП РФ «установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков» и «управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками». А это попахивает лишением «прав» на срок от 6 месяцев до года.
Согласитесь, довольно дикая ситуация. С одной стороны государство никак не защищает нас, водителей, от беспредела криминальных элементов, а с другой — не дает правовых возможностей самим защищаться от этих упырей. Ей-богу, складывается впечатление, что органы всех ветвей власти находятся в преступном сговоре с похитителями номеров, получая от их деятельности стабильные барыши.
Сажать не по закону, а по понятиям
А иначе как объяснить сложившуюся ситуацию? У автора сих строк летом прошлого года с машины украли номер, за возврат которого злоумышленники запросили 3000 «деревянных». Не кормить этих паразитов — дело принципа. Решил действовать по закону. Обратился в милицию с заявлением, убив на его написание, объяснения, показания и демонстрацию автомобиля дознавателям, без преувеличения, целый божий день.
И все ради того, чтобы мне дали талон уведомления, который не дает ни права ездить на машине без номеров хотя бы пару дней, ни возможности получить в ГАИ новые номера (для этого нужна бумага посерьезнее). Три недели машина стояла «на якоре», поскольку именно столько сочинялся и шел по почте документ под названием «Отказ в возбуждении уголовного дела», на основании которого в Госавтоинспекции могут выдать на автомобиль новые номера.
СПРАВКА "МК"
В случае кражи номерных знаков владелец авто обязан получить новые. Увы, но другого законного способа выхода нет. Получить дубликат на утерянный (задний или передний) регистрационный знак нельзя. Эта норма связана с тем, чтобы исключить возможность появления на дорогах двух машин с одинаковыми номерами.
Когда участковому был задан вопрос: мол, а почему отказ-то, ведь факт преступления налицо, ответ был неожиданным. По понятиям — налицо. По закону — нет вообще никакого преступления. Расклад таков: автовладелец не является собственником номерных знаков, поэтому материальный ущерб ему не нанесен (стало быть, статью «кража» не применить). То, что неизвестные просят деньги за информацию об их месте нахождения, так это отсутствие альтруизма: дескать, я случайно видел, что некто их спрятал в сугроб, но за «спасибо» рассказывать, в какой именно, не хочу (стало быть, статью «вымогательство» тоже не пришить, ибо тот, кто просит деньги, не угрожает ни вашей жизни, ни здоровью, ни имуществу). Мошенничество? Тоже нет. В данном случае вашим доверием никто не злоупотребляет — вам же не продают аскорбинку из аптеки под видом новейшего лекарства от всех болезней. И чтобы полиция смогла переломить ситуацию, этих негодяев нужно сажать в тюрьму не по закону, а по понятиям.
КСТАТИ
Воры номеров действуют быстро. Они не откручивают болты, а вырывают номера «с мясом». Поэтому, даже если вы заплатите им деньги за информацию о месте нахождения номеров, состояние «найденышей» вас едва ли обрадует: знаки будут напоминать гнутый пропеллер с двумя развороченными дырками. К слову сказать, изготовить дубликат одного номера, соответствующего требованиям ГОСТа, обходится в среднем по Москве в 1000 рублей. И еще оговорка — перед изготовлением нового дубликата, испорченный номер у вас в обязательном порядке изымут.
А если попроще...
И свести на нет этот криминальный промысел только путем ужесточения закона нереально. Ну появится в УК статья «кража номеров», но доказать это будет уж слишком проблематично. Здесь, по мнению многих экспертов, надо и закон ужесточать, и упрощать процедуру получения новых номеров. Скажем, украли номер — пишешь заявление в полицию, и тебе дают бумагу, по которой без номеров можно ездить, скажем, до двух недель (или чтоб в каждом отделе полиции имелись транзитные номера для подобных случаев). Если украли номера у иностранца — предоставить ему в пользование специальные госзнаки, по которым можно было бы как ездить по России, так и пересекать границу. Еще одно условие — госуслуга по выдаче новых номеров взамен украденных должна быть бесплатной. Чтобы у автовладельца не было раздумий типа отдать ли ворам 3000 рэ или же государству ручку позолотить на 2000 да плюс в очередях уйму времени убить... То есть чем проще будет разрулить ситуацию с пропажей знаков с помощью государства, тем менее привлекательным будет выглядеть предложение бандитов «закинуть денег на их электронный кошелек».
Пока же ситуация устраивает всех. В казну идут госпошлины за выдачу новых номеров; отсутствие в УК статьи за кражу номеров защищает полицию от роста криминальной статистики и «глухарей»; да и преступные сообщества, которые живут и процветают не без помощи властных покровителей, вполне хорошо себя чувствуют в нескончаемом денежном потоке.
Невыдуманные истории
Виктор в подобную ситуацию вляпался уже в третий раз. Первый раз заплатил 3000 рублей, номера оказались неподалеку от машины. Во второй раз знаки получилось найти самостоятельно — они также были близ места совершения преступления. В третий же «жестянки» не нашлись, а кормить этих аферистов можно бесконечно. Правда, если позвонить по телефону, указанному в оставленной жуликами записке и спросить, где гарантия, что на следующую ночь рецедив не повторится, на том конце провода заявляют:
— Мы работаем честно, у нас есть база, мы в нее заносим ваш номер и больше его никогда не тронем.
Свежо предание, да верится с трудом. Ведь сегодня одна преступная группа сняла номера, а завтра уже совсем другая, у которой «своя база»... Еще из последних тенденций — номера перестали прятать рядом с местом кражи. Нынче знаки уносят за два-три квартала, что делает поиск «жестянок» без подсказок мероприятием провальным.