Люди гибнут за металл
Самый распространенный и легкий способ проникнуть в дом — взломать дверь. Как правило, злоумышленник использует маленький ломик (фомку), который вставляют между коробкой и дверью, и выдавливает дверь наружу. Что не составит труда, если дверь плохо закреплена и не имеет ребер жесткости. Но значительно проще утащить то, что плохо лежит, с участка. На днях позвонила соседка по даче и пожаловалась, что с забора у нее уже исчез алюминиевый рукомойник, служивший верой и правдой уже лет 30, а тут пропал.
— Как ни приеду на дачу, так не узнаю своего дома, — вздыхает дачница из Истры Вера Владимировна. — Все выворочено, сломано, перевернуто и обгажено. Но главное, что уже брать там просто нечего. Все равно лезут — то ли из любопытства, то ли от азарта. Хотела поставить металлическую дверь и решетки на окна, но друзья отговорили: сама дверь и решетки — уже ценность.
Основной бич последних лет для дачников — кражи металла. Забирают ведра, бочки, водопроводные трубы. Не брезгуют сковородками, чайниками, дуршлагами, ложками и вилками.
Умудряются даже снимать металл с крыш и сетку рабицу с забора. Воруют везде: и в фешенебельных коттеджах, и в добротных домах, отстроенных горожанами на деревенских улицах, и в скромных садовых домиках типа избушки на курьих ножках. Не помогают даже сигнализация, кодовые замки, железные решетки.
Если вы хозяин дома в деревне, то непосредственная опасность вам грозит от… соседей. Их больше всего привлекают оставленные на зиму инструменты — садовые, столярные и, конечно, стройматериалы.
Работники ГУВД Подмосковья утверждают, что количество зимних краж на дачах напрямую зависит от общей экономической ситуации в стране — чем она сложнее и неопределеннее, тем больше любителей поживиться за чужой счет. Так что нынешней зимой расслабляться не стоит.
Ох, рано встает охрана
Пожалуй, самый надежный способ обезопасить дачу — это организовать на ней охрану. Впрочем, услуги ЧОПов весьма накладны и пользуются спросом большей частью в коттеджных поселках. Есть и менее затратный вариант — поселить там кого-то из знакомых.
“Пенсионер, 62 года, предлагает услуги по обслуживанию дачи, дома по направлению Подольск — Ясногорск”. “Опытный садовник предлагает услуги по охране дачи с проживанием”. Такими объявлениями пестрит Интернет, но их податели, как правило, иностранные граждане (таджики, узбеки, молдаване и пр.), которым негде и не на что жить. За минимальную плату они готовы охранять вашу дачу, чистить снег зимой и полоть траву летом. Только потом вы рискуете обнаружить у себя на участке весь аул.
Куда проще найти временно бездомных знакомых, желающих пожить на природе, если ваша дача обладает хоть каким-то комфортом, например печкой. Правда, весной выселить друзей с дачи будет проблематично. Можно испортить отношения.
Если у вас фазенда оборудована стационарным телефоном — повезло. Можно заключить договор с вневедомственной охраной. Примерно за 1000 рэ в месяц к вам будет выезжать наряд при срабатывании сигнализации.
Самый надежный и, соответственно, дорогой метод охраны дачи — заключение договора с охранным агентством. Специалисты агентства утверждают, что работа с дачами не очень выгодный бизнес. Договоры удается заключать лишь в индивидуальном порядке, а обслуживать целые кооперативы пока нет возможности. Точнее, технические и человеческие ресурсы у компании есть, но нет отдачи со стороны дачников. Председатели кооперативов и рады бы заключить договор с агентством, но ежемесячно собирать плату с такого количества людей практически невозможно.
Люди не хотят платить за свет, воду и т.д., а уж за охрану и подавно.
— Мы оборудуем ваш дом датчиками, реагирующими на изменение объема, — бодро объяснил мне систему молодой человек из охранной конторы в Одинцовском районе. — По GSM-контролеру информация будет поступать к нам, в милицию, и на ваш номер сотового. Все наши клиенты укладываются за техническое оснащение в сумму от 3 до 6 тысяч условных единиц. Это зависит от размеров вашего дома. Ежемесячный платеж 3 тысячи рублей. Если сигнализация сработает, мы немедленно выезжаем к вам.
“Немедленно” — громко сказано. Выяснилось, что от конторы до моей дачи охранники будут добираться не меньше получаса!
Кричите громче
— Копишь всю жизнь на клочок земли, а потом и трясешься, чтобы не спалили, — вздыхает Сергей Седов, дачник из Истры. — Я считаю, что затраты, понесенные злоумышленниками, должны быть больше стоимости украденного. Говоря о “затратах”, я имею в виду: инструмент для вскрытия вашего дома, транспорт и, в конце концов, страх от проникновения. Чем сложнее и дольше воры будут вскрывать вашу дачу, тем меньше охоты у них будет этим заниматься. Если есть нормальная стальная дверь, решетки, ставни, “ревун”, а ваш летний домик не напоминает резиденцию олигарха, то “пионеры” и бомжи пойдут к менее защищенному соседу, а не к вам. А профи воровского дела вы не интересны по причине отсутствия легкореализуемого имущества.
Все чаще дачники устанавливают “орущую” сигнализацию в надежде на то, что звук сирены спугнет воров или бомжей, забирающихся в дом. Идея такая: датчик открытия двери срабатывает и приводит в действие кричалку. Вор или убежит и не успеет обворовать, или соседи услышат и прибегут. Инфразвук в принципе влияет на головной мозг человека и подавляет его волю, рождает беспричинный страх. Но тут главное — не переборщить с эффектом. Один находчивый господин, в прошлом морской офицер, поставил на своей даче… корабельный ревун, который подает звуковые сигналы в океане. Слышно его за десятки миль во время шторма. Воришка умер от разрыва сердца, а хозяин получил срок, правда, условный...
Звуковая пугалка, однако стоит заметить, действует лишь в том случае, если в дачном кооперативе кто-то постоянно проживает и сможет прогнать непрошеных гостей либо вызвать милицию. Если же в вашем садоводческом кооперативе всю зиму сугробы в человеческий рост, ревун может без толку надрываться сколько угодно.
Еще один большой минус ревуна, как поделились секретами бывалые, — сигнализацию можно в одну секунду залить монтажной пеной, и тогда никакой вой не страшен.
Но не только воры столь изобретательны. На какие только ухищрения не идем мы сами, чтобы защитить кровное имущество. Пенсионерка из Апрелевки уверяет, что великолепно помогает от воров… заговор. Один шустрый дедок каждую осень на веранде своего дома вешает чучело висельника в петле под потолком. Не сложно представить, какой ужас испытает непрошеный гость, столкнувшись нос к носу темной ночью с “повешенным”. Еще один умелец при строительстве кирпичного домика сделал дверной проем в нетрадиционном месте и раскрасил дверь “под кирпичики”. А в традиционном месте навесил прямо на кладку бутафорскую дверку из толстой стали. Причем повесил так, что создавалась полная иллюзия, что она открывается внутрь. Можно только порадоваться, представив, как себя чувствуют ночные гости, вышибая эту дверь, например, ногой!
— У меня погреб железный, а сверху люк половичком прикрыт, — поделилась ноу-хау дачница из Сергиева Посада. — Зимой я на него еще и шкаф ставлю. Все ценное, все припасы — в погреб.
Еще крепят на окна красные фонарики, чтобы прохожие думали, что дача на сигнализации, или ставят реле, включающее свет через определенный промежуток времени — мол, дома кто-то есть. Можно поставить нестираемые метки на садовый инструмент: “принадлежит Василию Васильеву” — поменять меченую лопату на пузырь будет сложно. Хорошо себя зарекомендовали в этом деле собаки, но их должен кто-то кормить.
Битва за урожай
— У нас тащат все, — жалуется дачница из-под Егорьевска. — Даже днем! Родители, когда на участке копаются, дом и кухню на ключ закрывают. Такого не было никогда! Раньше на день уезжали, дом не закрывали. Теперь за лето два участка ограбили. Хозяев-пенсионеров просто закрыли в доме, в банях выворотили бачки из нержавейки и забрали весь цветмет. Теплиц из алюминия уже ни у кого не осталось — все стащили и сдали “охотники” за цветметом. У соседей гастарбайтеры работают. На огороде постоянно находим шприцы и бутылки. Дошло до того, что боимся ночевать в собственном доме. А сейчас, когда созрел урожай, воровские набеги побили все рекорды.
— Дачный участок не является юридическим адресом, — пояснил практикующий юрист Павел Смирнов, специализирующийся на недвижимости, — по которому оформляется прописка или регистрация, поэтому выдворить проживающих там мигрантов милиция не имеет права, если они зарегистрированы по другому адресу и живут на даче с согласия хозяина.
В некоторых дачных товариществах садоводы организовали дружины. По нескольку человек, вооружившись свистками и фонариками, выходили в ночные рейды. Результаты появились сразу — удалось задержать мелких воришек, в основном мальчишек из окрестных деревень.
— У нас на участках, — рассказал один из “дружинников”, Олег, — летом в основном пенсионеры с внуками сидят. Ну и если кто в отпуске решит на фазенде пожить. Для стариков милое дело в грядках покопаться. Но то и дело по утрам вместо урожая кусты поломанные и грядки вытоптанные. Достали. Ну и стали по вечерам ходить, смотреть. Оказалось, местные озорничают, и здоровые парни, лет по семнадцать. Одного поймали у соседки на участке, у него в руках была трехлитровая банка с наполовину зеленой еще клубникой. Заставили все это съесть — не в милицию же заявлять на него, а понос ему уж точно был обеспечен.
Если вор порвет штаны о шипы забора или его покусает собака — сам виноват. Дачный беспредел провоцируется отсутствием должной охраны. В большинстве товариществ ее совсем нет, а в некоторых она работает на “три с плюсом”. Сторож — вечно пьяный дядька неопределенного возраста — вряд ли кого сможет испугать, если у него нет кнопки экстренной связи с милицией. По свидетельству правоохранителей, в зимний период с дачных массивов совершено значительно больше краж, чем написано заявлений. Не верит наш народ стражам порядка, хотя милиция периодически проводит спецоперации под кодовым названием “Дача”.
— По этим делам сложно работать, — объясняет юрист. — Как правило, человек не каждый день ездит на дачу, особенно зимой. Поэтому когда точно его обворовали, 1 января или 1 марта, он не знает. Милиция приезжает — уже ни следов, ни отпечатков. Даже если и удается поймать вора, большинство преступлений, совершаемых в дачных поселках, — мелкие кражи.
Ответственность за правопорядок в дачных поселках лежит на территориальных отделах управления внутренних дел. Действующий норматив численности сотрудников милиции общественной безопасности рассчитан на количество населения по постоянному месту прописки, а никак не на охрану дач. К примеру, на 20 кооперативов может приходиться один участковый.
Линчевать, нельзя помиловать
Был такой фильм про любовь двух фронтовиков. Она любила какие-то цветы — кажется, хризантемы. Наступили мирные времена, он стал выращивать для нее сортовые цветы. Она умерла от бывших тяжелых ран раньше его. Эти цветы для него были всем, а главное — памятью о ней. Он их любил, как детей. И вот в его сад забралась милая компашка с девочками... Не столько нарвали — сколько вытоптали. И еще нахамили... Он их убил. За цветы! Довели. Ведь довести человека можно и по “ерундовому” для кого-то поводу.
Когда находишь разоренное родное гнездо: выломанные замки, выбитые стекла, отсутствие любимых вещей, а на подушке размазанную жвачку — в душе просыпается что-то звериное… Известны случаи, когда дачники творили самосуд.
— Отрубание рук — довольно эффективный способ против воровства, — считает дачник из Можайска Антон. — До сих пор действует в некоторых мусульманских странах такой закон. И очень мне нравится... В Америке хозяин дома может запросто пристрелить вора без всяких последствий. Недавно читал о шахтере, который поставил на своей даче самострел, заряженный песком, и когда полезли местные пацаны, то одному выбило глаз. Но если бы он не полез — был бы зрячим!
Соблюдая существующие законы, переломать руки-ноги грабителя мы сможем. Надо создать такую обстановку, чтобы воры боялись дачников, а не мы их.
Многие дачники, насмотревшись фильмов и уверовав в неприкосновенность частной собственности, в последнее время все чаще выбирают активный способ охраны: расставляют капканы, изготавливают хитрые самострелы, оставляют крысиный яд в бутылках из-под водки или вина. Такие случаи не редкость в милицейских сводках. Стоит, однако, всегда помнить, что если намерение отравить воришку будет доказано, то придется отвечать по соответствующей статье, в зависимости от исхода.
— Представьте, попадет в ваш капкан вор, — объяснил Павел Смирнов, — изувечится, за причинение вреда здоровью придется отвечать вам по всей строгости закона. Решетки, заборы, даже с колючей проволокой поверху, сигнализация, злая собака — пожалуйста, это закон разрешает. А вот если вы по проволоке ток пропустите, легко можете сами оказаться за решеткой.
Ущерб, нанесенный здоровью человека ловушками, капканами и прочими опасными приспособлениями, несопоставим с тем материальным ущербом, который нанес вам вор. Вот если придется защищаться от нападения преступника — прав вам дается гораздо больше.
— Очень обидно, — вздыхает недавно обворованная Анастасия. — И участок есть, и посадки есть, и так хочется съездить отдохнуть для души, но обустраивать все — неблагодарное дело: получается и для себя, и, главным образом, для того парня... По натуре своей я очень щепетильна и брезглива, и одно ощущение, что здесь в домике кто-то чужой побывал... Устроить бы пару раз показательные суды над мародерами или оправдать садоводов, защищавших свою собственность, и объявить об этом на всю страну. Тут важен прецедент. Неотвратимость наказания — единственный способ борьбы с воровством у нас в России.