На днях оперативники ворвались в уфимский морг, когда в анатомическом зале вскрывали одновременно два трупа: у погибшей в результате самоубийства молодой девушки уже изъяли глазные яблоки, а у второго покойника — кости. Сама по себе сцена вскрытия могла свести с ума неподготовленного человека. Но и в кабинете у самого Сальманова оперативники нашли немало жутких сюрпризов. Судя по всему, он делал «заначки» из предназначенных на продажу внутренних органов неизвестного мертвеца — эксперты пытаются установить, кому принадлежал «органокомплекс». Судя по всему, продажа различных органов, изъятых у трупов, была поставлена в уфимском морге на поток и здесь не впервые изымали «запчасти» из тел умерших.
Кто он, Сальманов, — маньяк-потрошитель? Извращенец? Фанат науки? Истина откроется, если полистать закон о производстве экспертиз в новой редакции. Теперь лишь сотрудник правоохранительных или следственных органов, констатировавший смерть несчастного, может решить, понадобится ли повторная экспертиза, когда человек уже упокоится. Естественно, законное получение органов для исследования превратилось в жуткую волынку. В связи с этим будущие медики не препарируют трупы, и не имеют возможности изучать человеческое тело, и, по сути, не получают должных для хирургов знаний. А Сальманов, если верить оперативникам, стал для кафедры оперативной хирургии проводником в царство Аида, поставляющим органные комплексы в анатомички.
По версии оперативников, Азат Сальманов, получая заказ на органы, давал указания экспертам просто изъять все внутренности из полостей человеческого тела и, сложив изъятые печень, желудок, почки или легкие в специальную емкость, отправить заказчикам. Помимо того что это незаконно и аморально, не можем не обратить внимания на еще один факт: в случае сомнений в правильности смертельного диагноза провести повторное исследование было уже невозможно.
Действиями заведующего отделом экспертизы судебного морга возмущены даже эксперты, много лет вскрывавшие трупы и, казалось бы, равнодушно относящиеся к вещам, приводящим в ужас обывателей.
— Никому бы не хотелось, чтобы его органы оказались в анатомическом театре, — признаются они. — Это же воровство у уже умерших людей.
Правда, экспертное сообщество утверждает, что изъятие органов погибших — нормальный процесс, поскольку масса людей жива только надеждой на скорую трансплантацию. Глазные клиники даже поставляют в морг глазные протезы, которые подбирают к радужке умершего, чтобы родственники не догадались об исчезновении у близких глазных яблок. Но органы, которые отправляются на трансплантацию, изымаются у скоропостижно погибших по заказу лечебных учреждений и имеют регламентированную процедуру. Стоит надеяться, что здесь уфимским «потрошителям» не удалось поживиться.
Хотя если продажей внутренностей в морге занимаются давно, могло получиться так, что и нуждающиеся в трансплантации тоже покупали «детали» человеческого организма в обход закона. Сегодня следователям придется установить все цепочки передачи человеческих «запчастей», но пока заказчики молчат, опасаясь репрессий.
По слухам, Сальманова уже подозревали в некоторых шалостях — он, являясь госслужащим (судебный морг находится в ведении минздрава республики), открыл частное похоронное предприятие на собственное имя и оказывал услуги родственникам по приведению в порядок тела покойного, которые должны оказываться бесплатно. Но тогда уголовное дело не получило развития.