- В данный момент охранники в школу попадают следующим образом: Управления образования Департамента образования Москвы проводят тендеры на охрану определенной школы, - объясняет Александр Орехов, бывший директор московской школы № 362. - В результате охранная организация-победитель заключает контракт со школой на 3 года и направляет своих сотрудников на работу. Как правило, это два человека, которые дежурят посменно, чаще всего они приезжие из других регионов России, получают весьма скромную зарплату. Школьные охранники не имеют права иметь при себе не только оружия, но даже резиновой дубинки. Поэтому в случае реальной угрозы единственное, что они могут сделать – это нажать на «тревожную кнопку». Для меня как директора самым важным требованием к охране была хорошая память, чтобы ребята знали в лицо всех сотрудников заведения, учеников и родителей, которые забирают детей младших классов. Это помогало предотвратить многие внештатные ситуации. Но в случае с угрозой оружием у рядового, специально необученного охранника реально остается только возможность своевременно вызвать подкрепление.
Год назад представители Департамента образования Москвы заявляли, что к сотрудникам ЧОП, которые будут заботиться о безопасности детей, необходимо предъявлять особые требования. По мнению столичных чиновников, школьные охранники «должны быть интеллектуально развиты и уметь предотвращать чрезвычайные ситуации». Кроме того, ЧОПовцев хотели обязать постоянно находиться на связи с оперативными службами и силовыми структурами.
По закону охранником можно стать только после окончания специального негосударственного образовательного учреждения. Также к охране столичных школ в данный момент допускаются сотрудники ЧОП не старше 45 лет. Уже несколько лет идут разговоры о том, что охранники, работающие в школе, должны иметь специальную подготовку по охране объектов с большим скоплением людей, - но пока это только разговоры.
- У нынешних школьных сторожей основная работа — это контролировать, чтобы дети с уроков не сбежали или постоянно дергать родителей, не давать им даже войти в раздевалку, чтобы помочь одеть ребенка, - объясняет Галина Грачева, мама второклассника одной из московских школ. - При этом многие бывшие ученики школы, которые хотели встретиться с учителями на моих глазах проходили в здание, даже не объясняя охраннику, кто они и зачем пришли. В большинстве детских садов охранник и вовсе сидит в будке на улице и запросто может не заметить и террориста с взрывчаткой. А если и заметит – вряд ли сможет задержать.
Руководитель одной из столичных охранных организаций, попросивший не называть его имени, так комментирует ситуацию с охраной в школах:
«Все дело как всегда в банальной коррупции, тендеры выигрывают определенные ЧОПы, далеко не самые лучшие на рынке, но имеющие нужные связи наверху. Во многих ЧОПах, в том числе и в нашем, есть охранники, которые имеют специальную подготовку к работе в экстремальных ситуациях и обладают знаниями в области профайлинга. Их не нужно ничему учить, разрабатывать программы и тратить средства из бюджета. Это военнослужащие, некоторые из которых воевали в горячих точках, есть и бывшие сотрудники спецслужб. Единственно, многие из них старше 45 лет, в среднем в возрасте 50-55 лет. Но, на мой взгляд, в данный момент лучше поставить в школах профессиональную охрану старшего возраста, чем молодых людей, реально не обученных работе в экстремальных ситуациях. Настоящий профессионал в большинстве ситуаций почувствует угрозу еще до того, как на него наставят пистолет».
Смотрите видео: "Бойня в школе 263 на улице Отрадная: подробности и комментарии"