«МК» попросил адвоката Ирину Хрунову прокомментировать, какое наказание предусматривает российское законодательство для несовершеннолетнего, совершившего особо тяжкие преступления.
- Совершенно точно, что подозреваемому, несмотря на то, что он является несовершеннолетним, из-за тяжести содеянного будет избрана мера пресечения в виде ареста. Закон это допускает. Конечно, чисто теоретически судья может избрать меру пресечения в виде домашнего ареста. Но как показывает практика, когда дело касается особо тяжких преступлений, меру пресечения избирают более строгую.
Сейчас он будет помещен в камеру для несовершеннолетних. После избрания меры пресечения (в течение 48 часов - ред.) - в СИЗО для несовершеннолетних.
Также в обязательном порядке ему будет назначена судебно-медицинская экспертиза на вменяемость. Она будет проводится стационарно. Это значит, что подростку предстоит месяц провести в институте им. Сербского.
Так как подозреваемый не достиг совершеннолетнего возраста, суд в любом случае не сможет дать ему срок более 10 лет.
В свою очередь, председатель общественной организации «Сопротивление», член Общественной палаты РФ Ольга Костина рассказала «МК», что необходимо не ужесточать наказание за особо тяжкие преступления среди несовершеннолетних, а наконец заняться профилактической работой, которой на сегодняшний день в России не существует.
— Разговоры об ужесточении наказания среди несовершеннолетних идут уже давно. Если помните, в «Единой России» предлагали снизить возраст уголовной ответственности до 14 лет, а по некоторым составам преступлений — до 12. Конечно, я могу сейчас привести примеры Швейцарии, где возраст уголовной ответственности — 10 лет, или США (в некоторых штатах) — 7 лет. Но, как мне кажется, то, что произошло в московской школе, заставляет нас в очередной раз вернуться к решению двух более важных вопросов — профилактике преступлений среди несовершеннолетних и их социализации после отбывания наказания. Нам необходимо выяснить, почему на сегодняшний день российские подростки в Европе занимают первое место по совершению убийств и самоубийствам, почему они идут на такой шаг. Кстати, по данным МВД, рецидив по детской преступности на сегодняшний день вырос вдвое. Поэтому я считаю, что в первую очередь нужно не снижать возраст уголовной ответственности, а искать причины, по которым российские подростки совершают особо тяжкие преступления. Ведь сегодня у нас как таковой системной работы с проблемными подростками не проводится, нет никаких госпрограмм.
Кстати, по словам Костиной, в Общественной палате 10 февраля пройдет внеочередное заседание комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, посвященное подростковой преступности.
Смотрите видео: "Школа 263: освобожденные и первые эмоции"