Около 22.00 62-летний Махачев на внедорожнике «Мерседес Бенц» ехал домой, в респектабельный поселок Жуковка. Он крутил баранку, а пассажирами машины были его супруга, 30-летняя Анна Каменева, и их трое детей — 5-летний Рамзан, 11-летняя Анна и 10-летняя Алина. Это вторая семья дагестанского чиновника. Москвичка Анна числится помощницей депутата Госдумы пятого-шестого созывов Адама Амирилаева (он земляк Махачева, родом из того же дагестанского села Буртунай). Амирилаев, к сведению, женат на старшей дочери Махачева от первого брака.
«Мерседес» зарегистрирован на Каменеву. Но довольно часто управлял им высокопоставленный супруг. Из правонарушений, которые висят на машине, — превышение скорости на 20 километров в час.
Не исключено, что и в четверг Махачев лихачил. Безусловно, точную скорость иномарки установят автотехники, но уже сейчас свидетели говорят, что машина ехала выше разрешенных на проспекте 80 километров в час. При этом, по словам очевидцев, «Мерседес» двигался по разделительной полосе.
Судя по всему, Махачев не очень хорошо ориентировался на дороге. Иначе он бы знал, что возле дома 30 уже довольно давно ведутся работы по ремонту моста через Филевскую линию метро. Место огорожено — сначала пластиковыми бордюрами, а дальше — бетонными. Было темно, плюс немаленькая скорость — неудивительно, что препятствия госслужащий заметил в последний момент. Далее: визг тормозов, машину заносит, она вылетает на встречку. Движение, несмотря на поздний час, было плотным.
Первым Махачев по касательной задел автомобиль «Черри» (у машины была разбита фара и поцарапан корпус). В авто ехали 19-летний москвич Владимир Цветков и его приятель Кирилл. Чудом Владимиру удалось вывернуть руль, иначе его уже бы не было в живых. За «Черри» шел следом минивэн «Шевроле Экспресс» (машина закреплена за типографской фирмой «Диприз» из Одинцова). На беду, иномарка ездила на газу. Джип лоб в лоб столкнулся с минивэном, от удара тот развернулся и моментально воспламенился, задев при этом «Мини Купер». Двое людей, находившихся в «Шевроле», сгорели заживо.
Что касается виновника, Махачев после ДТП был еще жив некоторое время. Его тело из покореженного «Мерседеса» вытаскивал водитель «Черри» Цветков.
— Сын остановился и бросился к «Мерседесу», — рассказал «МК» отец юного шофера Василий. — Вместе с другом они вытащили вице-премьера, он был еще жив. Чиновник умер в карете «скорой». Детей тоже вытаскивали они, все ребята были без сознания.
Владимир — студент колледжа геодезии и картографии, за рулем 1,5 года. В тот вечер он вместе с другом Кириллом ехал встречать с учебы двоюродную сестру Наталью, чтобы отвезти ее домой. Девушка учится на адвоката.
Супругу политика доставили с сотрясением мозга в Боткинскую больницу, а детишек — в 9-ю детскую. У всех детей — сотрясение мозга. Водителя «Мини Купера» Анну Рахимову доставили в 71-ю больницу с переломом ребер. Тела кремированных заживо отвезли в морг. Возможно, потребуется генетическая экспертиза, чтобы определить, кто из них кто.
* * *
Уже в пятницу тело Махачева доставили на родину и предали земле. На похороны приехало все руководство Дагестана.
Махачеву было 62 года. Мастер спорта по вольной борьбе, он дважды избирался депутатом Госдумы, работал главой администрации Кизлярского района. А его последняя должность, которую он занял в сентябре этого года в команде Абдулатипова, — вице-премьер республики.
За свою жизнь политик пережил три «ходки» (кража, грабеж и телесные повреждения) и пять покушений. 29 декабря 2006 года террористы даже хотели взорвать его у входа в зал официальных делегаций в аэропорту «Шереметьево», когда Махачев вместе с другими парламентариями прилетел из США. Однако в последний момент ФСБ предотвратила теракт. Тогда поговаривали, что причина — не в политической, а в коммерческой деятельности Гаджи. Ведь в 1995 году он был избран гендиректором ОАО «Дагнефть» и с тех пор, как говорят, все, что касается нефти, контролировал лично.
Впрочем, были враги у Махачева и среди сепаратистов. «Они хотят установить здесь шариат! Мы не дадим им установить здесь шариат!» — это знаменитая фраза Гаджи Махачева, сказанная в 1999 году. В августе 99-го в Дагестан, в Ботлих, ворвались отряды Шамиля Басаева и Хаттаба с присоединившимися к ним местными экстремистами. Махачев одним из первых приехал в Ботлих и встал во главе народного ополчения. Нападение Басаева и Хаттаба отбили.
— Гаджи был очень хороший человек, — рассказал нам один из его друзей. — Хоть в пять утра ему можно было позвонить по любому вопросу. Слово «нет» никогда он не говорил. Когда нам позвонили и сказали, что Гаджи разбился на машине, мы сразу не поверили в это. У него был бронированный автомобиль. Сам он очень редко ездил за рулем. В карете «скорой» я посмотрел полностью видеозапись ДТП. Видно было, что в последний момент он пытался полностью подставить под удар себя, свою сторону, чтобы спасти детей и жену, которая рядом сидела.
* * *
— Кутузовский проспект, можно сказать, гиблое место, — говорит координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Трасса скоростная, но что странно — там нет отбойников. Именно из-за этого там постоянно трупы. За границей подобные дороги без разделительного газона не строятся вообще. Считаю, что на Кутузовском проспекте отбойники просто необходимы. Но их не делают, потому что чиновникам удобно ездить по разделительным полосам. Что самое страшное — по слухам, транспортники собираются на Каширском и Варшавском шоссе демонтировать отбойники, чтобы служащие быстрее добирались до аэропорта «Домодедово».
Другое мнение о возможном решении проблемы Кутузовского проспекта высказывает председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов:
— Проблема Кутузовского проспекта — это прежде всего проблема полного отсутствия культуры вождения у наших высокопоставленных чиновников, — говорит Владимир. — Возможным решением проблемы мог бы стать воздушный дублер Кутузовского проспекта, по которому чиновники и VIP-персоны могли бы перемещаться на вертолетах, как это уже сейчас делает наш премьер-министр Дмитрий Медведев.