Версий случившегося было несколько. Сначала говорили о суициде. Потом появилась другая, более правдоподобная, — дескать, человеку приспичило по малой нужде. Была и третья — у Александра случился сердечный приступ, он открыл дверь, чтобы подышать... Как все было на самом деле, кто виноват в случившемся и не стала ли трагедия этакой калькой того, что происходит сейчас с коллективом подземки, постарался выяснить корреспондент «МК».
Смерть человека — бесспорно, трагедия, но многих москвичей в первую очередь интересовал другой вопрос: как далеко мог уехать поезд без управляющего? Догнать следующий состав и протаранить его на полном ходу? Вообще слететь с рельсов? Спешим успокоить — на этот случай существует УППС (устройство предупреждения проезда станции). Оно и сработало, когда «бесхозный» состав выкатился на «Рязанский проспект». Далее сотрудник метро сел в кабину, довел проезд до знака, открыл двери и доложил, что состав пришел без машиниста.
Диспетчеры были ошарашены! Как рассказывает коллега погибшего, на перегоне тут же было включено освещение, и машинист следом идущего состава был предупрежден о следовании по перегону «с особой бдительностью». Он обнаружил тело под контактным рельсом практически рядом со станцией. Чтобы достать тело, на линии пришлось на 15 минут снять напряжение. Затем движение было восстановлено, а труп на «скорой» был отправлен в судебный морг №7.
Суицид — как одну из причин падения машиниста — правоохранители отмели практически сразу. Нелогично как-то. Не верят в это и коллеги Морозова.
«Перед «Рязанкой» подъем и скорость въезда на станцию мала. Надо быть махровым мазохистом, чтобы избрать такой способ, на маленькой скорости выйти в боковую дверь», — написал на своей интернет-странице известный машинист-блогер Метроэльф.
Приспичило по малой нужде? По мнению блогера, маловероятно, но возможно. Почему маловероятно?
«Поезд подъезжал к «Рязанке», там маневры и 7 минут свободного времени. Можно дотерпеть», — считает он.
С другой стороны, вероятность все же остается.
— Машинисты сегодня работают очень напряженно, смена 8,5 часа, перерыв только один, — пояснила «МК» начальник независимого профсоюза метро Светлана Разина. — Вот и получается, что они находятся в кабине по четыре часа кряду.
По ее словам, еще несколько лет назад в подземке существовали так называемые физиологические подмены машинистов. Каждые 2–2,5 часа водитель состава мог перед конечными станциями отлучиться на несколько минут – в туалет или покурить. Коллега его подменял.
— Сейчас машинисту, прежде чем отлучиться по нужде, нужно вызвать диспетчера, объяснить причину, — поясняет Разина. — Сбегать в туалет они зачастую не успевают даже на конечных станциях, поскольку поезд там стоит не больше 5 минут.
Кстати, на «Рязанском проспекте», как рассказал Метроэльф, совсем недавно открыли новый туалет для персонала. Но какой? Унитазы там стоят в ряд, а перегородок между ними... нет! Хочешь сходить по большому — будь готов, что придется сидеть без штанов в компании коллег. Немудрено, что кто-то предпочитает сделать свои дела в более интимной обстановке, в темноте тоннеля.
В социальных сетях коллеги погибшего Морозова обсуждали еще одну возможную причину трагедии. Оказывается, машинисты частенько берут с собой в дорогу термос с чаем. Вот и предположили, что Александр решил остатки чая выплеснуть. «Может чайку попил, решил вылить, делать надо все быстро... Получаем: дверь открыта, обе руки заняты», — пишет в комментариях машинист Роман.
Остается и версия с сердечным приступом — «Морозову стало плохо, он хотел открыть окно, перепутал ручки и открыл дверь. Потом, поняв ошибку, хотел закрыть дверь, но не удержался и выпал». Похожий случай произошел 11 февраля 2001 года между станциями «Павелецкая» и «Добрынинская»: тогда 46-летний машинист, почувствовав себя плохо, открыл дверь, выпал в тоннель и также погиб.
В ближайшее время разобраться в причинах трагедии предстоит правоохранительным органам, а заодно проверить, насколько соблюдаются в подземке требования безопасности к кабине машинистов и соответствует ли график работы водителей поездов Трудовому кодексу.