Жуткая история произошла 28 июня в детском лагере в Городищенском районе Пензенской области. Отдыхающие в лагере дети поссорились на дискотеке. После дискотеки несколько подростков 11-13 лет(!) отозвали в сторону и избили бутылками с водой десятилетнего Илью. Мальчик был госпитализирован с закрытыми черепно-мозговыми травмами, долгое время пребывал в коме, и в итоге скончался не приходя в сознание. Директор лагеря Елена Ядренцева была мгновенно уволена, и в лагере начали работу сотрудники Следственного комитета.
Местные власти шокированы происшедшим и, похоже, больше всего волнуются за собственные должности. Ильяс Имряшкин, глава сельского поселения Нижняя Юлюзань, в котором находился пресловутый лагерь, на все вопросы «МК» повторял как заклинание: «я ничего не знаю, я не имею к этому никакого отношения, я вообще не при чем!», пытаясь продемонстрировать полнейшее отстранение от ситуации.
- Дело находится на особом контроле у губернатора Василия Бочкарева, и у генерала Олега Трошина, руководителя следственного управления по Пензенской области, - сообщила представитель следственного комитета по Пензенской области капитан юстиции Людмила Фомина. - Мы делаем все возможное, уже допрошены более сорока человек из лагеря — руководство, воспитатели, опрошены дети. Сегодня мы дополнительно возбудили уголовное дело в отношении одной из воспитательниц, которая отвечала за отряд, где произошел инцидент.
Также Людмила Фокина пояснила юридическую подоплеку этого дела, в рамках которого юные убийцы, когда они будут выявлены, останутся фактически безнаказанными:
- Сперва было возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью малолетнему», но после смерти мальчика статья переквалифицирована на ч. 4 статьи 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего», которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. Но наказание это в данном случае может постигнуть не самих убийц, а только взрослых, которые косвенно причастны к трагедии — работников лагеря, допустивших ее. Самим же детям, наносившим побои, причинившие в итоге смерть, предстоит лишь постановка на учет в подразделении полиции по делам несовершеннолетних. Родителям этих детей со стороны закона также ничего не грозит — уголовная ответственность только за то, что они являются их родителями, не предусмотрена. Однако согласно гражданскому законодательству родители погибшего мальчика могут предъявить им иск о возмещении морального вреда».
При этом, по отзывам отдыхавших и работавших в «Солнечной долине», условия в лагере всегда оставляли желать лучшего. Едва ли ужас, подобный произошедшему, можно было предсказать, но об отсутствии должного присмотра за воспитанниками лагеря было известно давно. Отзывы о «Солнечной долине», которые оставляют в Интернете побывавшие там, впечатляют — и от детей, и от взрослых:
«Оттуда все дети бегут — там не воспитатели, а монстры! Некоторых детей, кто убежать хотел, даже в туалет не выпускали — приходилось в окно ходить. Там просто кошмарно, не ездите туда!»
«Там ужасно кормят, раковины на улице, вожатым по 18 лет, комары стаями кусают, а еще там вообще не следят за детьми — дети могут и курить, и пить, и им за это ничего не будет!»
«Довелось поработать в этом лагере, ужас! Еда отвратительная! У меня, как у взрослого человека, желудок выдерживал, а дети, бедняжки — каждый день с поносом и температурой были. Котлеты непрожаренные, молочные продукты несвежие, курица однажды вообще тухлая попалась».
Так что, похоже, назвать происшедшее трагической случайностью нельзя, и виноваты в нем не только малолетние негодяи.