Однозначно — нет! Ведь российские ПДД практически ничем не отличаются от тех, что действуют в Армении, Узбекистане, России или Германии, — их регулирует Венская конвенция о дорожном движении. Отличия возможны, но разве что в нюансах. Скажем, на большинстве немецких автобанов ограничение скорости не регламентировано вовсе, а в Австрии на большинстве дорог, пролегающих через населенные пункты, «максималка» ограничена скоростями в 30—50 км/ч.
Другими словами, виновник подольской аварии, гражданин Армении, считался бы нарушителем и на своей родине. То есть нарушал сознательно. И почему — тоже хорошо всем известно. От числа сделанных рейсов и загрузки грузовика зависят и его зарплата, и прибыль работодателя. И никакой тахограф не заставит ни первого, ни второго поступиться принципами, которые сегодня в нашей стране измеряются исключительно денежными знаками. Проконтролировать же более 5 млн грузовиков в России (одних «КамАЗов» у нас — под 600 000) на предмет наличия тахографа и выполнения его «предписаний» не представляется возможным ни при каких условиях. Гастарбайтеру, зарабатывающему в России на порядок больше, чем на родине, выгодно нарушать ПДД. И хозяину машины сподручнее нанять не россиянина, а взять за копейки таджика-узбека-армянина и выжимать из него все соки. При этом водителей-славян, зарабатывающих чуть больше коллег с Востока, работодатель предпочитает сажать за фуры, перевозящие ценный груз. А вот щебень и пассажиров пусть на износ возят приезжие.
Хотя, конечно, остаются и вопросы к придорожной полиции. Почему-то даже за это грубейшее нарушение дорожных законов Арутюняна не лишали прав, а лишь штрафовали. Впрочем, чему удивляться? Значительное число строительных компаний так или иначе связаны с чиновниками всех рангов и мастей. И водители многих большегрузов обеспечены своего рода индульгенцией на нарушение ПДД — простым листочком бумаги с нужными словами, подписями и телефонами. И связываться с «подателями сего» гаишники откровенно опасались.
Другая проблема, которая еще не раз аукнется нам подобными ДТП, — ликвидация в начале нулевых лицензирования транспортных перевозок. От выдачи таких лицензий отказались вроде бы с благой целью — чтобы лишний раз не «кошмарить бизнес». Но в итоге государство лишилось хоть какого-то рычага влияния на перевозчиков.