Космическая сенсация наномасштаба
Напомним, метеорит упал 15 февраля, наделав очень много шума, травмировав более тысячи мирных жителей Челябинска. Как только прошла информация о том, что обломки упали в Чебаркуль, туда сразу направились сотрудники Уральского федерального университета им. Б.Ельцина (УрФУ), среди которых был единственный член Комитета по метеоритам на Урале Виктор Гроховский. «МК» созвонился с ним, чтобы узнать из первых уст, как все произошло.
— Наши ребята работали в районе Чебаркуля все выходные, — рассказывает Гроховский. — В субботу и воскресенье пытались пройти за оцепление, но охранники не пускали туда никого. Не помогли даже мои звонки высокому начальству. «Нет и все, не положено, — отвечали нам, — а то еще затопчете здесь осколки в снег». Интересно, а кто же тогда должен был искать те осколки, как не мы?
— Как же вы тогда их нашли?
— Ходили вокруг оцепленной территории. И в метрах 40 от нее обнаружили россыпь из миллиметровых камешков, черневших на снегу. Это случилось в воскресенье. В лабораторию научно-образовательного центра «Нанотех» в Екатеринбург их в количестве 53 штук успели доставить только к 22.00. Мы сразу стали изучать их в специальной лаборатории. Оказалось, что найденные осколки — это самые настоящие каменные метеориты, которые содержали до 10 процентов металлического железа, а также оливин, сульфит. Это классический хондрит, один из самых распространенных видов метеоритов, которые когда-либо приземлялись на нашу поверхность.
— Вы так быстро сделали анализ?
— На это ушел ровно час. Хотя я знал, что это метеорит, еще до химической экспертизы. За 40 лет работы с метеоритами я подержал их в руках немало. Найденные возле Чебаркуля кусочки были светлые у основания, с характерной корой плавления. Сейчас мне уже успели позвонить коллеги из США. Просят образцы. Но мы никому пока ничего не раздаем. Ждем, когда накопим побольше экземпляров.
— Вы назовете его «Чебаркуль», как и полагается, по месту нахождения?
— Пока не знаем. Поиски еще продолжаются. Вдруг окажется, что в другом месте будет найден более крупный осколок? Тогда название будет другим.
— Где будете искать теперь?
— Разрешения подходить к Чебаркулю мы до сих пор не получили. Но, думаю, это только вопрос времени. Надо погружаться в озеро, исследовать придонный грунт.
«Возможно, какое-то тело тут «бродит»
На помощь уральским коллегам уже снаряжают экспедицию и московские специалисты из Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН.
— От нас будет трое участников, — говорит руководитель лаборатории космохимии и метеоритики Михаил НАЗАРОВ. — Уже пишем письмо губернатору Челябинской области, чтобы помог нам. Ведь одно озеро обследовать мало, надо поездить по округе, поискать еще, — кроме мелких камешков обязательно должен быть крупный осколок. Нам было бы очень интересно его найти. А вообще, пока мы знаем не намного больше вас, журналистов. Информация несколько противоречивая. Вот очевидцы говорят, что проекция летящего тела была изогнутой. Но так, в принципе, не должно быть, — настоящие болиды и их осколки падают перпендикулярно поверхности.
— Так какой все-таки массы было тело до взрыва в атмосфере?
— Наши американские коллеги подсчитали, что диаметром оно было около 14 метров и весом в 7—10 тысяч тонн. Если учесть, что в атмосфере сгорает до 90% массы болида, то получается, что на Землю могла выпасть тонна вещества.
— А если сравнить это с метеоритом «Кунашак», упавшим неподалеку от Чебаркуля 11 июня 1949 года?
— Тогда на земле специалисты и местные жители отыскали 200 кг рассыпавшегося на 20 частей хондрита. Кстати, тот падал с северо-востока на юго-запад. Если нам удастся сейчас уточнить траекторию падения челябинского метеорита (назовем его пока условно «Чебаркуль») и траектории совпадут, то можно будет выдвигать версию о том, что по орбите нашей периодически «бродит» какое-то тело и подбрасывает нам сюрпризы с неба.
Сколько стоит защита от метеоритов
Ученые из Российской академии наук про метеоритную опасность никогда не забывали — наоборот, буквально перед челябинскими событиями положили на стол вице-премьеру Дмитрию Рогозину десятилетнюю федеральную целевую программу (ЦФП) по защите страны от космических угроз. «Стоимость этого мероприятия составляет 58 млрд рублей, — заявила заведующая отделом Института астрономии РАН, замруководителя рабочей группы по космическим угрозам Лидия РЫХЛОВА. — Если программу примут и подпишут — Роскосмос, кстати, ее уже одобрил, — то у нас будет создан аналитический центр наподобие американского». Скептики, правда, уже назвали эту программу очередным способом «распыления» бюджетных средств.
По заверениям тех же ученых, угроза падения космических тел на Землю существует ежедневно.
— Более 100 тысяч астероидов носятся вокруг нашей планеты. Астероид Апофис, например, по различным прогнозам, может доставить всем неприятностей в 2029 году, — говорит ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Александр ЗАХАРОВ. — Именно в этот год 13 апреля он приблизится к нашей Земле на расстояние в 30 000 километров. Это столько же, сколько и астероид, вызвавший падение метеорита в Челябинске. Очень важно проводить исследование этого астероида и прогнозировать его орбиту.