Петербуржцы работали на буксире Bourbon Liberty-249 в водах Нигерии, обслуживали нефтяные вышки. «Место работы» изначально находилось в зоне риска.
— Пираты нападают на моряков примерно раз в два месяца, — говорит Виктор Никольский.
Судно, на котором трудились россияне, дразнило аппетиты преступников. Ведь оно принадлежало очень крупной французской судоходной компании «Бурбон Офшор» со штаб-квартирой в Марселе и 27 филиалами по всему миру. А значит, компания в состоянии заплатить за заложников приличный выкуп. Пираты могли иметь возможность следить за передвижениями судна, знать, какой на нем груз и сколько членов экипажа.
— Современные пираты оснащены новейшими техническими средствами связи. Сейчас все суда снабжены автоматической идентификационной системой (АИС), которая позволяет наблюдать за кораблем в режиме онлайн. Поэтому бандиты могут получать все данные об интересующем их судне: где оно, куда и с какой скоростью движется, количество экипажа и какой груз оно везет, — говорит Никольский. — Рекомендуется даже в пиратоопасных районах АИС отключать.
Пираты напали на Bourbon Liberty-249 во всеоружии. Их интересовали только люди европейской внешности — поэтому они взяли в плен лишь россиян и одного гражданина Эстонии, остальных членов экипажа (нигерийцев) не тронули. Моряки были лишены всякой возможности дать отпор. Их судно не сопровождала охрана, а сами они не имели никакого оружия. По международным законам пистолеты на мирном борту запрещены.
Удивительно, что питерская компания, которая набирала моряков на эту злополучную работу, молчит.
— Российский профсоюз моряков не может до них дозвониться — их телефоны молчат который день, — возмущается Никольский.
Между тем в управлении петербургского подразделения компании находятся пять буксиров, которые работают у опасных африканских берегов.
Странно и то, что на девятый день заточения пираты все еще не выдвинули свои требования. Впрочем, вполне возможно, сумма уже была озвучена непосредственно судовладельцу, идут переговоры, но компания не афиширует этот процесс.
Утешает тот факт, что, по данным профсоюза моряков, в Нигерии случаев убийства членов экипажей, взятых в заложники, пока не было: как только бандиты получают свои деньги — людей отпускают.
Однако Виктор Никольский уверен, что истоки нигерийского пиратского бума следует искать вовсе не в Африке, а в благочестивой Англии.
— Лондонские адвокаты напрямую связаны с бандитами, — предполагает моряк. — Они наводят их на выгодное с точки зрения выкупа судно, а затем вклиниваются в процесс переговоров и имеют свой огромный процент от сделки. Это как дорожные подставы, только в открытых водах. И подобный бизнес процветает... А крайние в нем — всегда моряки.