«Не ищите, он с любовницей»
В полдень 10 апреля 2011 года начальник
— Через полтора часа его мобильник отключился, — рассказывает сестра Елена. — Но в понедельник он позвонил матери. У него с ней очень близкие отношения, они на день по нескольку раз перезванивались. Так вот, он набрал ее и сказал: «Мама, ты только не волнуйся, со мной все хорошо, я уезжаю в командировку». Он раз пять повторил: «ты только не волнуйся». Когда мы с мамой через пару дней позвонили на работу, там недоумевали: ни в какую командировку начальника отдела не посылали и вообще сами удивлены его отсутствием.
Заместитель Куликова Агеев решил разыскать начальника. Но с телефона Андрея пришло SMS: «У меня все нормально, я перезвоню». Агеев крайне удивился: шеф никогда до этого не писал SMS, не любил такие сообщения. А потом мать Андрея наконец дозвонилась до сына. Но голос ей ответил чужой (хотя человек на другом конце провода выдавал себя за Андрея) и сказал странные слова: мол, у меня появилась другая женщина, мы любим друг друга и уезжаем из Москвы. Был еще один звонок — от «той самой женщины». Она сообщила матери: дескать, у нее есть деньги, Андрей уволится, и они будет отлично жить. И подытожила: не ищите его.
В ГУВД Москвы вскоре пришло письмо, в конверте — рапорт Куликова об увольнении по собственному желанию. На этом — все. Больше — ни слуху ни духу. Жена и сестра написали заявление в полицию о пропаже, причем супруга сразу рассказала о возможной измене мужа. В отделении приняли ее жалобу близко к сердцу: «Что, ему погоны жмут? Так мы ему поможем от них избавиться!»
— Я им в ответ: «Вы найдите сначала, а потом уже выводы делаете», — рассказывает сестра. — Андрей хороший семьянин. Не гулящий. У него только и было, что работа и дом. Охотой еще увлекался, ружье имел. Но жена любое его отсутствие воспринимала как поход «налево». У них были непростые отношения. Женщина ревнивая, нервная. И что меня удивило — потерпевшей по уголовному делу признали меня, а не ее. Как я поняла, были подозрения, что она причастна.
«Он был плохим ментом»
Поиском пропавшего копа занялись оперативники УВД Западного округа. Сработали сыщики неплохо. Выяснили, что письмо Колокольцеву с рапортом об увольнении по собственному желанию бросил в почтовый ящик давний знакомый семьи, бывший полицейский Солнцевского ОВД Сергей Войцешко (это зафиксировали камеры видеонаблюдения). Почерковедческая экспертиза подтвердила: адрес на конверте написан его рукой. Плюс сыщики сделали биллинг мобильных телефонов Куликова и Войцешко. Как оказалось, и в день исчезновения, и в последующие дни до того момента, пока сигнал телефона не исчез, друзья волшебным образом оказывались в одних и тех же районах и даже микрорайонах Москвы и Подмосковья.
Тогда-то и возникла версия о похищении Куликова. Удалось выйти и на предполагаемого преступника — гражданина Узбекистана Умеда Шарипова, который во всем признался.
— Мы выезжали в Самарканд в августе прошлого года, чтобы найти этого Шарипова, — рассказывает замначальника оперативно-разыскной части угрозыска УВД по ЗАО Москвы Александр Аксенов. — Коллеги из самаркандской полиции доставили его в участок, а мы допросили. И он не стал даже отпираться, сразу дал объяснение, а по сути — признательные показания.
Следователи все сняли на видео. Очень интересный ролик, скажу я вам. Шарипов рассказывал под камеру о том, что Сергей Войцешко, которого он давно знал, просил помочь в задержании «плохого, продажного мента». Дескать, у того большие покровители, и просто так его посадить за решетку сложно, так что нужна хитрая комбинация. За «помощь правосудию» Сергей обещал Шарипову ни много ни мало московскую прописку, гражданство и квартиру. Не от себя лично, конечно, а от столичных властей.
Шарипов признался, что они следили за Куликовым два месяца, а 10 апреля в гараже напали на него. Войцешко применил электрошокер, надел на Куликова наручники, перемотал ноги скотчем. После этого Шарипов подогнал к гаражу машину и отвез «плохого мента» на дачу Сергея. Там Войцешко привязал Куликова к креслу, заставлял пить какие-то таблетки, писать заявление об увольнении.
Из показаний Шарипова (стилистика сохранена):
«Разговоры свои начинали разговаривать про отдел там, про полицию. «Ты не собираешься увольняться?» — спросил Сергей Андрея. Андрей сказал: «А зачем? Все равно меня убьете». Сергей ответил: «Зачем тебя убить? Если убить, то в гараже бы убили. А нам не надо убить. Сейчас начальство приедет, забирает тебя...» Потом этот в коридоре позвонил, позвал меня и сказал: «Короче, с начальником разговаривал, он довольный, все нормально там, будет тебе там гражданство, московские права, будет все четко... На будущее позовешь свою семью, квартиру дадут, а они — предатели...» Потом Сергей Андрею сказал: «Ты будешь не первым и не последним. Мы будем сейчас продажных судей поймать, продажных адвокатов, всех продажных».
Шарипов рассказал, как Андрей умолял дать ему поговорить по телефону с матерью (отец недавно умер, она еще от горя не оправилась). Как его заставили подписать рапорт. Как размышляли, что делать с машиной Андрея. Как Сергей переживал, что забыл про камеры видеонаблюдения... И еще множество других мелких деталей, выдумать которые крайне сложно.
Что было дальше? По словам Умеда, Андрея забрали какие-то люди. Сергей объяснил, что это сотрудники спецслужбы и что Куликова отвезут в какую-то клинику, где будут лечить, «память ему очистят»... И Шарипов действительно видел двоих в белых халатах.
Через 5 дней он снова встретился с Сергеем.
Из показаний:
«Сергей подошел и сказал: „Андрей умер. От передозировки. Не бойся, его труп никогда не найдут“. Я спросил: „Как не найдут труп?“ Он сказал: „Может, там специальная печка-мечка есть. Сжечь труп, и все“. Потом он объяснил мне, что надо поехать в церковь и поставить свечи...»
Хромая логика правосудия
Было заведено два уголовных дела — по статьям УК «убийство» на неустановленное лицо и по статье «похищение» на Сергея Войцешко. Вскоре его задержали, но совсем за другое преступление: с поддельным удостоверением сотрудника ФМС он вымогал 25 тысяч рублей с фирмы, занимающейся регистрацией иностранцев по месту пребывания. Войцешко убегал от оперативников, пытался отстреливаться... В итоге ему вменялось мошенничество и сопротивление сотрудникам правоохранительных органов. И к этим двух статьям как раз присовокупили похищение.
Сыщики перевернули дачу Войцешко вверх дном. Нашли доски, испачканные чем-то красным, молоток, лопату. Экспресс-анализ, сделанный на месте, подтвердил, что на них именно следы биологической жидкости. Но позже, в лаборатории, экспертиза показала, что это не кровь... Одна из главных улик — кресло, на котором сидел привязанный полицейский, — пропало. Сергей его сжег (так уверяет Шарипов). Тело похищенного тоже не нашли.
— С собакой искали, со спецснаряжением, — вздыхают следователи. — Ничего. Там рядом огромная городская свалка. Его останки туда могли бросить.
Доказательств причастности Войцешко к исчезновению Куликова, как казалось следователям, «выше крыши». Непонятен оставался только мотив. Войцешко и Куликов вроде как приятельствовали. Супруга Андрея (она, к слову, инспектор в отделе ФМС) по любому поводу обращалась к Сергею. И когда муж пропал, она первым делом позвонила ему. И не особенно удивилась, когда тот пригнал машину Андрея и вручил ей ключи, хотя сам по себе этот факт не мог не вызвать вопросы — ведь Куликов как раз уходил из дома заниматься авторемонтом. Во время одного из допросов Войцешко сказал: мол, Андрей ему позвонил со словами: «Я про вас все знаю, желаю счастья, вот тебе ключи, а я уезжаю, у меня тоже есть женщина». Потом, правда, от своих слов отрекся и уверял, что Андрей сообщил, что машина сломалась, и попросил перегнать ее к дому. Кстати, на самом деле Войцешко перегнал машину Куликова вовсе не к его дому, а к ресторану «Глория» (у сыщиков есть видеозапись, на которой видно, как Сергей подъезжает к ресторану и тщательно протирает машину). После этого он позвонил Ольге и сказал, что «ВАЗ-21011» пропавшего мужа просто нашел припаркованным на стоянке возле питейного заведения.
Была ли любовная связь у Войцешко с супругой Куликова? Да Бог его знает. Сама Ольга от любых разговоров на эту тему категорически отказывается.
Есть и другая версия похищения.
— Нам показалось, что Войцешко ненавидел Куликова, — говорят оперативники. — Возможно, завидовал ему. У Войцешко было чувство какой-то неполноценности: своя жена больная, денег нет, с работы его попросили уйти по-хорошему (всплыла какая-то история со злоупотреблением должностными полномочиями). А у Куликова все хорошо, его все любят и уважают. Мы подозревали жену пропавшего Андрея. Анализировали: могла ли она какие-то махинации проворачивать с Войцешко? Но она обычный инспектор, организовать серьезного уровня преступление у нее и возможности не было. К тому же Шарипов утверждал, что она к похищению не причастна.
Ну и, наконец, третья версия — деньги. У Войцешко с ними были серьезные проблемы, так что он мог выполнить чей-то заказ. Шарипов в своих показаниях говорит, что за голову Андрея какие-то люди готовы были выплатить 200 тысяч рублей. Сам он за свою работу получил 10 тысяч рублей.
Но все эти версии развалились в суде. Солнцевский районный суд признал Войцешко невиновным в похищении. Его осудили только за мошенничество и отправили на 3,5 года в колонию.
— Суд был очень странным, — говорит сестра пропавшего. — Видео не признали доказательством, поскольку оно было сделано оперативниками с нарушением процессуальных норм. Судья требовал предъявить самого Шарипова, но один запрос в Узбекистан потерян, на второй нет ответа до сих пор. Когда прокурор спросил у Войцешко, почему он дает такие противоречивые показания, судья прервал заседание, а на следующем этот вопрос попросту не поднимался. Все остальные доказательства были проигнорированы. Войцешко вел себя на суде очень спокойно, будто изначально знал, что ему ничего не будет.
— У Войцешко достатка никакого, видели бы вы его квартиру, — подхватывают следователи. — Только тем и жил, что промышлял с удостоверением ФМС. А тут у него на суде появляется дорогой адвокат, один из лучших в Москве. И он «землю роет», чтобы его освободить. За чей счет? Допустим, видеозапись была получена с нарушением процессуальных норм, но ведь ко всем остальным доказательствам действительно не придраться, оформили все правильно.
На днях Мосгорсуд рассмотрел кассационную жалобу на оправдательный приговор и оставил все в силе. Родные пропавшего полицейского не теряют надежду на справедливость, потому решили обратиться в Верховный суд и общероссийскую организацию «Офицеры России» .
С кем бы я ни говорила о Куликове, все уверяли: честный мент. Трудяга. В полицию попал сразу после армии. Прошел весь путь от постового до начальника подразделения. Богатств не нажил. Мог ли он перейти кому-то дорогу? Да легко при такой-то должности! В его ведь руках по сути были все столичные детективы, частные охранники, владельцы оружия. Сыщики говорят: за этим преступлением, возможно, стоят очень серьезные люди и что оно изначально не на их уровне расследоваться должно было. Как бы там ни было, дело по статье «убийство» приостановлено, и проводится лишь его оперативное сопровождение. Куликова больше никто не ищет. А если никто не хочет разобраться в загадочном исчезновении высокопоставленного полицейского, то что говорить о пропавших простых смертных?..
От редакции.
Просим считать эту публикацию официальным обращением к послу Узбекистана в РФ. Ходатайствуем об оказания помощи следствию и суду в установлении места нахождения Шарипова и его принудительной доставке в Россию для дачи показаний.
Просим всех, кто знает что-либо об исчезновении полицейского, видел его в период с 11 по 17 апреля 2011 года и может помочь следствию, позвонить или написать в редакцию.