А началось все 22 сентября, когда
На радиоактивных деньгах женщина проспала два дня.
— У меня есть бытовой дозиметр, купила так, на всякий случай, проверять продукты, — дрожащим голосом рассказывает Елена Георгиевна. — А когда в очередной раз его включила, то увидела: прибор зашкаливает. Стала ходить с ним по квартире и нашла источник радиации...
Сотрудники МЧС, приехавшие по вызову в квартиру дома по улице Изюмской, установили: доза излучения превышает норму почти в 20 тысяч раз!
В заключении Центра по мониторингу, лабораторному контролю и прогнозированию ЧС сказано следующее: «измеренная мощность дозы внешнего гамма-излучения в 0,1 м от пакета с денежными купюрами в спальне равна 11 000 мкЗв/ч, что превышает допустимое значение 0,57 мкЗв/ч».
На место ЧП вызвали специалистов службы радиационно-аварийных работ «Радон». Согласно составленному ими акту о радиационном обследовании конверта, максимальная доза излучения составила 8,2 Р/ч. Это при том, что уровень радиоактивного фона, как правило, не должен превышать
Специалисты «Радона» положили деньги в свинцовый контейнер и отправили на пункт временного хранения радиоактивных отходов.
Сейчас Елена Георгиевна просто места себе не находит. Руки опустились, голова идет кругом от случившегося.
— Пока я не чувствую, чтобы мое здоровье как-то сильно ухудшилось, — объясняет пенсионерка. — Но я постоянно на нервах. Очень переживаю.
Кстати, сама Елена более 20 лет проработала аритмологом в НИИ клинической кардиологии Мясникова. Ее отец — Георгий Николаевич Крыжановский — известный профессор и академик РАМН, доктор медицинских наук. Так что к своему здоровью они всегда относились с повышенным вниманием.
Дополнительный стресс женщина переживает и из-за самих денег: когда их вернут и как обменяют на другие купюры?! Все-таки 50 тысяч рублей — сумма для пенсионера немаленькая.
— По инструкции Центробанка России, которая была принята в 2007 году, каждая кредитная организация, работающая с наличными, должна иметь специальные приборы для измерения радиоактивности, — говорит президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. — Но за это время не было официально зафиксировано ни одного случая выдачи денег с излучением.
По словам Аксакова, довольно трудно сейчас проследить путь, откуда в банк могли поступить опасные купюры. Скорее всего, деньги уже были в обороте и поступили в банк с АЭС или какого-то другого предприятия, работающего с ядерными источниками. Или же из медучреждения, где использовалось рентгеновское оборудование.
Так или иначе, вопрос в другом: кто ответит за этот страшный инцидент и возместит ущерб за причиненный Елене Георгиевне физический и моральный вред? Крыжановская не намерена сдаваться: собирается писать запрос в Госдуму РФ и через депутатов постарается найти справедливость в суде.