Последние новости, которые сообщает пресс-служба МВД Казахстана, у многих в стране вызывают недоумение. В среду ведомство отрапортовало, что на месте происшествия был найден автомобиль «УАЗ» «с отпечатками пальцев». По ним устанавливают владельца машины. И в связи с этим возникают вопросы: а не легче ли определить владельца по госномеру? И что, две другие машины, что были найдены в ущелье, были девственно чисты и отпечатков пальцев не содержали?
Стражи порядка установили личности только шестерых погибших. Это егерь нацпарка Панайот Захаропуло, его жена, сторож турбазы и работники. Медицинская экспертиза проводится в Алма-Ате. Сюда доставили тела всех погибших.
Местные жители считают, что убийство могли совершить браконьеры. Панайот Захаропуло проработал лесником более 20 лет. Его называли «брестской крепостью» Аксайского ущелья. Говорят, на протяжении многих лет браконьеры пытались охотиться на медведей и маралов, вести вырубку тянь-шаньских елей. Все эти факты Захаропуло пресекал, наживая себе врагов. Из-за бескомпромиссности Панайота и его сына Игоря несколько их начальников — директоров Иле-Алатауского национального заповедника, поощрявших охоту и вырубку в заповедной зоне, — с треском вылетели из своих кресел, а один пошел под суд.
Обход № 5, который охраняли Захаропуло, занимал территорию в пять тысяч гектаров. Здесь росли столетние ели Шренка, водились кабаны, медведи, олени, волки и даже снежный барс.
По другой версии, убийство совершили экстремисты ваххабитского толка. Об этом свидетельствует отсутствие корыстного мотива преступления — в домах у егерей ничего не пропало. Обращает на себя внимание особая жестокость и массовость убийства. Злоумышленники, видимо, опасались быть обнаруженными.
Возможно, кто-то из лесхоза мог случайно наткнуться на «бородачей», которые свое местонахождение тщательно скрывали. В ответ преступники уничтожили свидетелей. То, что в деле замешан обычный криминал на бытовой почве, маловероятно. Возраст, профессия и имущественное положение погибших говорят о том, что в этой ситуации они не представляли интереса для негодяев.
Нельзя исключать, что к групповому убийству могли быть причастны контрабандисты, которые горными тропами через перевал Дюре переправляют афганский героин из Киргизии в Казахстан. К слову, Аксай — единственный выход на Киргизию, где нет пограничников.
События в Аксайском ущелье — второе массовое убийство за три месяца в Казахстане. В мае этого года на погранзаставе «Арканкерген» были убиты 14 из 15 человек на заставе. И оба случая удивительно похожи. В прошлый раз крайним сделали единственного выжившего пограничника Влада Челаха. Поначалу он даже признался в массовом убийстве, но недавно от показаний отказался. Аналогичная ситуация и с нынешним массовым убийством в нацпарке. Основной версией стражи порядка считают «внутренний конфликт». В розыск объявлен сын убитого егеря Игорь Захаропуло, автомобиль которого в нацпарке нашли во вторник.