На дорогах — невиданные доселе пробки. Грузовики с гуманитарной помощью идут со всей страны. Но что странно — с трассы в Крымск сворачивают любопытные, чтобы праздно поглазеть, как в музее, на разрушенные дома.
В Крымске стоит смрад, вонь, сырость. Весь город превратился в мусорную свалку. Грузовики постоянно вывозят кучи мусора, но они нарастают вновь. Мебель, техника, одежда, книги, — все, что было в затопленных домах, пришло в негодность.
— Только разобрал завалы в доме, выбросил все на обочину, и принялся за подвал, — говорит житель Крымска Алексей Молочный.
Газоснабжение идет в городе пока по временной схеме, свет дали еще не во всех домах.
Пожарные машины продолжают откачивать из подвалов затопленных домов воду. Каждая станция способна перекачивать 110 литров мутной жижи в секунду.
Около магазина, где продавали мясо и колбасу, нужно зажать пальцами нос, иначе не пройдешь. Работники дышат через вату с нашатырем, чтобы не потерять сознание, разбирают товар, оставшийся в отключенных морозильных камерах.
Рядом девчонки—продавщицы, надев маски, моют в тазах в мыльном растворе детские игрушки. В магазине, где до наводнения продавали недавно детские товары, — месиво из распашонок, пинеток, размокших памперсов.
В конце торговых рядов с безучастным видом сидит предприниматель Дмитрий Сивальнер. Руки у него в подтеках грязи. Он только отмыл от ила четыре прилавка. От столов, простоявших в воде больше суток, отслаивается пластик.
— Все пропало! Хозтовары — теперь одна большая мыльная мусорная куча. Сохранились в упаковках шампуни, но о каком товарном виде можно говорить, — машет обреченно рукой Дмитрий. — Еще занимался изготовлением печатей и штампов. Все оборудование — на выброс. Только недавно купил дорогой ксерокс, отдал за него 50 тысяч рублей, не успел его даже опробовать. Теперь это кусок металлолома.
Предприниматель с ужасом ждет прихода владельца здания, которому в ближайшие дни надо платить арендную плату.
— На мне кредит — 200 тысяч, еще и ипотека, из требуемой суммы — выплатил только треть. Хорошо бы дали беспроцентную ссуду, но кто нам будет помогать?
И таких людей, которые потеряли свой бизнес, оставшись по уши в долгах, в Крымске немало. Еще больше тех, кто потерял и свои дома и своих близких. Без вести пропавшими числятся 17 человек.
— Теперь могут всплыть только в Варнавском водохранилище, — говорит старожил Крымска Александр Титов.
Удивительно, что для некоторых горе — лишь повод развлечься.
— Где тут больше всего разрушенных домов? — спрашивают нас молодчики, высунувшись из окна иномарки.
Мы думали это добровольцы, решили направить молодых людей в штаб. Оказалось — ржущие парни и девицы ехали мимо на курорт и решили завернуть с трассы, поглазеть что сотворила с городом стихия.
К ним тут же двинулись со сжатыми кулаками, разбирающие дом братья Акопян. Курортники сорвались с места.
Но слава Богу, что искренне сочувствующих пострадавшим несоизмеримо больше. Грузовики с гуманитарной помощью идут в Крымск целыми караванами. При мне выгружали пакеты с одеждой и ящики со средствами личной гигиены, прибывшие из Сочи.
На пунктах раздачи гуманитарной помощи разбирают в первую очередь постельное белье, матрасы, подушки, одеяло. Еще одна из самых востребуемых сейчас вещей в городе — резиновые сапоги. Без этой обувки в дома, где все покрыто 30—сантиметровым слоем ила, не зайти.
В Крымск приезжает немало тех, кто на собственных машинах точечно развозит продукты для пострадавших. Люди ждут членов оценочной комиссии и не могут отлучаться из дома.
Помогать местным жителям в Крымск прибыли 60 курсантов академии гражданской защиты. Власти объявили, что по—прежнему, не хватает добровольцев для вывоза мусора и разбора домов. Нужны крепкие мужские руки, инструменты, респираторы. Желательно приезжать со своими спальниками и палаткой. И иметь при себе на первых порах минимальный сухой паек.