«Инцидент с Надеждой Толоконниковой случился еще полторы недели назад — воспитатели обнаружили у нее бумаги с личными записями и вызвали на беседу, где пояснили, что объявляют за это выговор», — рассказал «МК» адвокат девушки Марк Фейгин. Однако, как именно описывают причину выговора, пока непонятно — администрация не предоставила защите сведений о выговорах. Начальник пресс-бюро ФСИН Александр Кромин подтвердил «МК», что до суда содержание выговоров скорее всего не будет разглашено — их придется истребовать через суд. Между тем само использование бумаги и ручки предусмотрено по закону — они входят в перечень предметов первой необходимости, которые можно иметь арестантам. «Скорее всего сотрудникам не понравилось вольнодумное содержание записей Надежды и сам факт того, что она писала из СИЗО письма, философские размышления и передавала их адвокату», — считает Марк Фейгин. Кроме того, нельзя распространять только информацию, которая может иметь значение для следствия. Например, если бы Толоконникова давала какие-либо инструкции для других участниц Pussy Riot, оставшихся на свободе, ей и правда грозил бы выговор. Но это еще нужно доказать.
«Екатерине Самуцевич сделали выговор за плохо заправленное одеяло — на нем была складка. Сказали, что занесут это в личное дело, и заставили писать объяснительную», — рассказала «МК» Виолетта Волкова о втором инциденте. Также, по ее словам, с девушкой произошли еще несколько неприятных случаев. 26 апреля вечером в их камеру пришли сотрудники следственного изолятора с видеорегистратором. Они стали настойчиво спрашивать, есть ли у нее жалобы на сокамерниц, после этого соседок Самуцевич увели для беседы. Вернулись сокамерницы нервные, одна из них стала предъявлять претензии, что Самуцевич якобы рассказывает через адвоката какие-то подробности ее дела.
Также на Пасху с Самуцевич произошел еще неприятный инцидент с тюремным священником. Когда священнослужитель ходил по камерам и поздравлял заключенных, он спросил, не желает ли Екатерина причаститься. Она отказалась, так как была морально не готова, не держала пост. Тогда священник прочитал лекцию, что Самуцевич уподобляется дикому животному, которое мостит себе дорогу в ад, и оставил ее без пасхальных даров.
Вообще, в правилах пребывания в СИЗО досконально расписаны все тонкости. В них есть даже глава под названием «Отправление подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов». У правил существуют 3 приложения — правила поведения, перечень предметов первой необходимости и порядок оказания дополнительных платных услуг. Во всем документе нет упоминаний про то, как должны быть заправлены у подсудимых одеяла.
Руководство СИЗО сознательно пошло на ужесточение — в последующем такие выговоры могут влиять на решения суда и на получение УДО, считают адвокаты.
«Всегда могут быть небольшие нарушения, но никто на них не обращает внимания, только если не хотят оказывать давление», — считает Виолетта Волкова и приводит в пример Ходорковского, который был наказан за то, что поделился пайкой с сокамерником.