Все случилось в 1.46. Шестиэтажное здание, в котором в свое время размещался один из цехов завода ЗИЛ, сложилось как карточный домик. Площадь обрушения, как позже подсчитали эксперты, составила 2800 квадратных метров! Вообще в доме вот уже несколько месяцев велась реконструкция — его планировали перепрофилировать под офисы. «Округу сотряс жуткий грохот, — поделился с корреспондентом „МК“ один из рабочих, выходец из Средней Азии. — Мы перепугались, схватили свои котомки и убежали».
Увы, убежать удалось не всем. Спасатели, прибывшие на место спустя считанные минуты, в течение ночи извлекли из-под завалов одного погибшего и десять раненых. Как это часто бывает на подобных стройках, имя жертвы сразу не удалось установить. В
Репортеры «МК» навестили пострадавших в больнице. Отабек почти ничего не видит — глаза запорошило бетонной пылью. К тому же бедняга не может даже встать. Его уже навестили папа и мама: родители Моминова тоже живут в Москве.
В соседней палате — Ульмас Мустафаев. Он вспоминает, как все произошло.
— Мы работали на этом объекте уже полгода. Получали по 20 тысяч, деньги отсылали домой, в Таджикистан. На стройке и жили. Ночью находились на
В палату перебирается третий пострадавший, Нуридин. Вместе таджикам явно веселее: они даже начинают улыбаться.
Специалистам Мосгосстройнадзора удалось выяснить, что здание расположено на территории бывшего опытно-экспериментального завода «Грейфер». Его собственником является закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости «Горизонт». А управляющей организацией числится ООО «УК Инвест Сити». Собственник совместно с «управленцем» и проводили в здании злополучный ремонт.
Одним из первых около 2 часов ночи вслед за сотрудниками полиции и спасателями на место трагедии прибыл заместитель председателя руководителя Мосгосстройнадзора Сергей Мироненко, который рассказал «МК» о возможных причинах обвала.
Виной масштабного обрушения, по словам г-на Мироненко, стала цепная реакция — сначала рухнула крыша, а вслед за ней под образовавшейся тяжестью посыпались остальные этажи. На месте обрушения были зафиксированы элементы надстройки — на несущие колонны ставились новые основания. Причем это делалось без согласования с соответствующими органами. Но это лишь полбеды. Строители из Средней Азии не соблюдали элементарных правил: не сделали поперечных связей между реконструируемыми колоннами, не укрепили крышу. «Они допустили море ошибок», — резюмировал специалист.
Кстати, по его словам, проект самого ремонта здания пока не найден. Не попадался им на глаза и проект здания до реконструкции. Все дело в том, что по существующему законодательству ни сотрудники префектуры, ни надзорные органы не имеют права проникать на этот объект. В связи с этим пока невозможно установить количество работавших на объекте. А их может оказаться больше, чем известно пострадавших. По слухам, на стройплощадке трудились 17 рабочих.
— Сразу же после обрушения с территории завода стали массово убегать гастарбайтеры, — пояснил г-н Мироненко. — Никто из них не остался, чтобы помочь коллегам. Мы не можем пока определить место, где находилась раздевалка рабочих, — ведь раненые могут лежать под завалами именно там. По последним данным, в бегах находится и владелец самого здания — он выехал за границу. Между тем его помощь была бы полезна при ликвидации аварии. Я расцениваю такой поступок как нехристианский.
Сотрудники МЧС собирались назвать окончательное количество жертв вчера вечером. Правда, работа им предстояла не из легких — заводское здание состоит из монолитных конструкций. А чтобы их разобрать, части строения придется резать алмазной пилой.
Перед подписанием номера «МК» стало известно, что объявился адвокат компании-застройщика. Он пообщался с префектом ЮАО, после чего заявил, что предприниматели не собираются скрываться от следствия. Хочется верить. Но было бы еще лучше, если бы они заранее позаботились о безопасности здания.
В префектуре Южного округа рассказали, что по бумагам в здании проводился капитальный ремонт с заменой фасадов и кровли. Чиновники пояснили, что для такого рода работ частному собственнику никаких юридических разрешений от префектуры не требуется.
Заметим, что в версию про ремонт, кажется, не верит никто. Префект ЮАО Георгий Смолеевский признал, что владельцем нарушен закон. «Но на первый взгляд, конечно, это не капитальный ремонт, это что-то большее. Здание находилось на территории промзоны, рядом с ЗИЛом, доступа туда не было. Собственник менял перекрытия, укреплял здание — а это уже не капитальный ремонт», — сказал чиновник.
По данным г-на Смолеевского, договор аренды земли под рухнувшим домом оформлен на 49 лет. Кроме того, префект сообщил, что капитальный ремонт собственных зданий можно проводить без особых согласований с властями. Но предварительно в обязательном порядке надо известить ОАТИ и стройнадзор обо всех готовящихся действиях.
Один из экспертов «МК», побывавший на месте завалов, подтвердил, что здание было надстроено на старых столбах, которые были укреплены обычной стяжкой, а перекрытия создавались методом несъемной опалубки (отличие несъемной опалубки от обычной заключается в том, что детали, из которых она состоит, не изымаются из готовой конструкции). Этого веса конструкция не выдержала. Но главное, замечает эксперт, рядом стоят еще несколько зданий, возведенных по той же опасной технологии...
МЕЖДУ ТЕМ
Московская городская прокуратура на
«Установлено, что на вышеуказанном объекте ведутся строительные работы в отсутствие ордера и разрешения на строительство. Рабочими не применяются средства индивидуальной защиты. Используется оборудование, не отвечающее требованиям безопасности. Стажировка с работниками не проводится», — говорится в сообщении прокуратуры.
— На
Речь идет о жилом комплексе из 15 домов «Царицыно». Риелтор объекта, впрочем, утверждает, что все документы для ведения строительства у компании есть. Строительство идет уже не первый год, и ряд корпусов в комплексе уже построен. Недвижимость здесь продается по цене 94 000 руб. за 1 кв. м (без отделки).
КСТАТИ
Самовольно построенные ларьки, киоски и даже гаражи столичные власти будут обнаруживать из космоса. Фотоснимки незаконных построек со спутников будут использоваться как улики по делу о незаконном строительстве.
Как сообщили «МК» в Мосгосстройнадзоре, нововведение значительно облегчит работу специалистов, выявляющих незаконные постройки в столице. Если сейчас им приходится пешком обследовать буквально каждую улицу, то в скором времени эту работу они будут выполнять преимущественно в кабинетах — со снимков, полученных из космоса. Своеобразным лекалом для спутников будут служить карты Москвы с нанесенными на них возведенными и запланированными к строительству зданиями и мелкими постройками. Снимки, на которых количество построек будет превышать число утвержденных Москомархитектурой зданий, будут проверяться. В случае положительного результата проверки «космическое фото» прикрепят к делу по обвинению в самострое.
Пока система будет работать в тестовом режиме. И причем лишь на существующей территории столицы. В случае успешной работы из космоса будут контролировать строительство на землях Большой Москвы.