Вот что рассказал «МК» на условиях анонимности специалист, работающий в системе управления воздушным движением и знающий ситуацию изнутри. Версия, приведенная им, чудовищна и, по сути, цинична, но не доверять ей у нас нет никаких оснований.
— Думаю, что был, как обычно, комплекс причин, который привел к трагедии. Конечно же, подготовка экипажа была недостаточной. Тем более если учесть, как их готовят. До сих пор тренажеров для обучения купить не могут, а в училищах базы нормальной нет, самолетов нет — старье одно. А он потом в авиакомпанию пришел, ему: документы есть — вперед, садись, лети. А качество подготовки проверить, и уж тем более натаскать на особые случаи, толком некому. Поэтому кто бы там что ни говорил, а командир — 27 лет с налетом 2,5 тысячи часов и его помощник — 24 года с налетом 800 часов — это зеленая молодежь.
Если полет нормальный, все хорошо — вопросов нет. А когда какой-то нестандарт, с которым эти пацаны раньше наверняка никогда не встречались? Они просто сориентироваться не смогли. А нестандарт наверняка был — обледенение. Иначе почему, во-первых, после отрыва самолет набрал чуть более 100 метров? Во-вторых, двигатели работали на взлетном режиме, а средства объективного контроля показали, что самолет набрал максимальную скорость всего лишь 210 км/ч. Дальше скорость не росла, хотя должна была увеличиваться.
Отсюда следующий вопрос: почему машину в аэропорту не обработали, хотя должны были? В этом сейчас разбираются следователи. Но по разговорам — об этом говорят люди из местной аэродромной службы — якобы дело было так.
Специальная машина с плечом для подачи реагента подъехала к самолету. Она из шланга фактически моет самолет антиобледенительной жидкостью, почти такой же, какой мы свои машины зимой заправляем. Но командир экипажа, утверждают сейчас рабочие, им якобы сказал, что обработку делать не надо.
Но при этом росписи на документе о том, что обработка проведена, поставили и сам командир, и люди из наземной службы. Понятно, что они не имели права этого делать: не обработал — не подписывай. А если подписали, то фактически это означает, что они, возможно, вместе с экипажем, украли деньги, которые платит авиакомпания аэропорту за антиобледенительную обработку самолета.
Какая это сумма, я точно не скажу, но примерно посчитать можно. Если мы покупаем где-то за 450 рублей для машины 5 литров жидкости, то для самолета нужно где-то литров
Дальше эти «сэкономленные» литры антиобледенителя нужно реализовать. Чаще всего их разводят, разливают по канистрам и вывозят на дорогу, чтобы продать автомобилистам. И когда мы едем по трассе, то часто видим, как продают эту украденную из аэропортов жидкость. Возможно, что за эти синие бутылочки уже кто-то заплатил своей жизнью.
Игорь Левин, ученый, разработчик противообледенительных систем для авиационной техники:
— Проблема обледенения существовала и в советское время. Самолеты бились, но об этом нельзя было говорить. В то время на наших гражданских самолетах типа «Ан-124» или «Ту-154» стояли так называемые тепловые системы, которые защищали самолет от наледи частично. Они не были совершенны, поэтому было решено разработать новые системы, которые защищали бы на 100 процентов. На разработки такой надежной системы было потрачено много денег и сил как гражданских, так и военных разработчиков. Была создана совершенная импульсная противообледенительная система. Такая система стоит на отечественных самолетах, в том числе и на президентских — «Ил-96», «Ил-86».
Но последнее время мы в огромных количествах стали закупать зарубежные самолеты. На многих из них система старого образца — пневматическая. Принцип ее действия следующий. Представьте футбольный мяч, который раздувается и тем самым стряхивает лед. При этом она страшно портит аэродинамику самолета, может раздуться несимметрично и т.д. — минусов у нее много. Фирма, которая создала разбившийся самолет, отказалась от этой системы только в этом году... Теперь представьте, на чем мы летаем. Если специалисты не проверили разбившийся самолет, не заменили на нем старую систему, где гарантии, что остальные летают с совершенными?
Вообще обледенение — страшная вещь. Оно может произойти не только на севере, но и, к примеру, над Африкой. При снижении или заходе на посадку у самолета снижается скорость, он больше времени находится в облаках и может набрать влагу. От региона ничего не зависит... Я сам не раз попадал в экстренные ситуации. Самолет планирует как лист — без хвоста и крыльев. Пилот ничего не может сделать, не успевает опомниться, как оказывается на земле... Вот почему пилоты не успели сообщить диспетчеру о чрезвычайной ситуации. Сейчас, конечно, будут винить летчиков, но они ни в чем не виноваты. Виноваты те, кто халатно отнесся к проверке купленного самолета.