Первоначально следствием выдвигалась версия об очередном радикальном исламисте — выбор местом преступления еврейской школы это косвенно подтверждал. Однако эта теория была в одночасье разрушена тем фактом, что ранее убитые десантники сами были мусульманами. А стало быть, речь идет, скорее всего, о некоем ультраправом экстремисте. Других версий, согласно источникам, близким к следствию, полиция не рассматривает.
В целом же у правоохранительных органов сейчас больше вопросов, чем ответов. Так, по словам главы МВД Франции Кода Геана, пока преждевременно говорить о том, действовал ли преступник в одиночку или принадлежит к какой-то террористической организации. Тем не менее, подчеркнул Геан, речь идет именно о терроризме, на почве антисемитизма и расизма. На место трагедии в связи с этим уже прибыло элитное подразделение французской полиции, RAID.
Согласно данным полиции, камерам наблюдения удалось частично запечатлеть преступника и его скутер, однако личность убийцы пока не установлена. Очевидно, задачу усложняет то, что он был в мотоциклетном шлеме.
Кроме того, убийца сам снимал преступление на видео — о том, что на шее у него был предмет, похожий на маленькую камеру, сообщил один из свидетелей трагедии. Эту информацию подтвердил в своем заявлении и министр внутренних дел страны.
Между тем в две синагоги поступили письма с угрозами. Пока полиция начала расследование в отношении этих эпизодов, не исключая их связи с убийствами.
Рост экстремистских настроений связан с грядущими выборами?
Обострение отношения к евреям и мусульманам во Франции, по мнению некоторых экспертов, может быть связано, в частности, даже с недавней дискуссией о кошерном и халяльном мясе в стране. Об этом говорит аналитик BBC Хью Скофилд.
Напомним, что первой эту тему еще в феврале подняла Марин Ле Пен, возмущенная информацией о том, что преобладающая часть мяса в стране производится в соответствии с иудейскими или же исламскими нормами. Николя Саркози в свою очередь заявил, что его соперница искусственно нагнетает ситуацию. Однако вскоре изменил свою позицию и поднял вопрос об обязательной маркировке мяса — чтобы покупатели знали, каким образом оно было получено.
И пусть сама эта проблема — еще не повод идти на убийства, связь теракта с предвыборными дискуссиями не стоит преуменьшать. Многие специалисты уже отметили «поправение» программы Саркози — это и его жесткие заявления о мигрантах, и мысли насчет мяса (позаимствованные у Ле Пен). Главное же в этой связи — то, что эти перемены способствовали ощутимому росту рейтинга Саркози. А это, в свою очередь, свидетельствует о восприимчивости французского общества к подобного рода идеям.
И хотя явной религиозной подоплеки в действиях стрелка на скутере пока не видно, можно предположить, что это просто человек, одинаково негативно относящийся как к иудеям, так и к мусульманам.
В то же время не стоит забывать, что если для той же Ле Пен правая идеология — это кредо, то Саркози, очевидно, всего лишь следует предвыборной стратегии, пытаясь переманить у соперницы часть электората.