Ночь под Рождество
6 января в Неверовском карьере Рузского района стреляли из травматики. В перестрелке участвовало от 100 до 150 человек, 11 из них попали в больницу, 50 человек задержали. В деле также имеется простреленная шапка, то есть человеческих жертв удалось избежать чудом. Крупнейший предприниматель района и владелец известного агрохолдинга «Русское молоко» Василий Бойко-Великий сообщил тогда СМИ, что его предприятие пережило бандитский захват со стороны «пиратской компании с характерным названием ООО «Корсар». Он будто бы сдавал этому «Корсару» землю в аренду, а когда компания задолжала за оплату, решил договор расторгнуть. А несогласные корсаровцы приехали на арендованную землю и открыли по людям агрохолдинга огонь из травматики и ружей. При этом бандитам помогали полицейские, которые смотрели на перестрелку, не вмешиваясь, а задержали только раненых людей Бойко-Великого. В агрохолдинге «МК» объяснили, почему полиция так себя вела. ««Корсар» добывает в карьере песок и гравий, но делают они это без лицензии, то есть попросту воруют. Полиция все это дело покрывает за серьезные откаты», - рассказывает руководитель пресс-службы агрохолдинга Александр Саранин. Правда последний год «Русскому молоку» удалось занять принадлежащую ему землю, вытеснив «Корсар», и произошло это, по мнению господина Саранина, вот почему: полиция на один год прекратила крышевание, чтобы после, за возобновленное покровительство получить еще больше денег.
Василий Бойко-Великий в интервью журналистам называет район Кущевкой-2 и Сагрой-2, уверяет, что «Рузская полиция прикрывает свою задницу и откровенно попустительствует бандитизму». Возмущенный предприниматель уже получил разрешение на митинг против полицейского беспредела: его согласовали на 30 000 человек у здания Правительства России. Бойко-Великий пообещал, что агрохолдинг выйдет туда всем трудовым коллективом. Потому что терпеть беспредел сил больше нету.
Надо сказать, что стычки с участием людей «Русского молока» идут в районе постоянно, но бесконечные дела по «самоуправству» все время закрываются, а конца и края конфликту не видно. Но последнюю перестрелку взяли под личный контроль в Главном следственном управлении ГУ МВД России, которое намерено провести самую тщательную проверку. Причем не только самой стычки, но и экономических отношений между двумя компаниями.
«Ни у одной государственной структуры нет к нам претензий»
Сейчас на территории спорного карьера работают сотрудники «пиратской организации» «Корсар». На проходной сидят несколько хмурых охранников в грязной одежде, жгут костер. Прямо за воротами справа – разрушенная постройка. «Это «Русское молоко» снесло наш офис летом. Пригнали ночью трактор и закатали», - машет в сторону груды кирпичей и обрушенных стен генеральный директор ООО «Корсар» Олег Гаврильчев. Мы заходим в низенький вагончик, оборудованный под рабочую столовую, и на старой клеенке директор раскладывает документы.
- Когда мы начинали работать, считалось, что это была колхозная земля, которая отошла агрохолдингу Василия Бойко-Великого «Русское молоко», - рассказывает Гаврильчев. - Мы заключили с ним договор на аренду и начали работать. Сначала занимались переработкой полезных ископаемых, потом и сами получили лицензию на добычу. Несколько лет никаких проблем с Бойко у нас не возникало, но и прибылей больших не было. А когда мы начали зарабатывать, глава «Русского молока» решил, что «Корсар» арендует у него не только землю, но и недра, а значит мы должны платить и за полезные ископаемые тоже. Это произошло в апреле прошлого года. К тому моменту у нас якобы уже набежало 16 млн рублей. Ситуация была абсурдной, так как все недра принадлежат государству, которое одно и выдает лицензию на разработку, проверяет нашу деятельность и собирает налоги. При чем тут Бойко к государственным недрам? Но я не хотел начинать войну…Мы попробовали договориться: предложили ему повысить аренду, писали письма... Ничего не помогло. Тогда мы просто отказались платить, а наемники Бойко перекрыли нам работу. Приехали несколько десятков человек, разогнали наших сотрудников, встали на проходной, перекрыли въезд. Милиция, которую мы вызывали, на такие действия никак не реагирует – говорят, спор двух хозяйствующих субъектов, разбирайтесь в Арбитражном суде. Тогда мы обратились в администрацию, где нам пояснили, что земля эта, оказывается, к агрохолдингу никакого отношения и не имеет, а относится к землям неразграниченной государственной собственности. Администрация поставила его на кадастровый учет и сдала нам в аренду. Договор от 6 июля 2011 года. Вот наша лицензия на добычу, вот договор аренды, смотрите - гендиректор протягивает документы. – У нас есть все права на работу…
По логике в этом месте для ООО «Корсар» должен был наступить хэппи-энд. А на деле ситуация только ухудшилась.
-Мы информировали «Русское молоко», что заключили договор с администрацией. А они продолжали присылать своих боевиков. В ночь на 15 июля подъехала группировка, которая попыталась захватить предприятие. Приехала полиция, офицер зашел со мной и нашим техническим директором в наш офис, чтобы взять показания, но за нами ворвались охранники «Русского молока». Тогда офицер вышел, сказал нам закрыться внутри и не выходить, так как нас «уже ждут». Эти боевики пытались ворваться, хорошо, дверь железная, выдержала. Тогда они решили просто снести наш офис вместе с нами трактором, и машинист уже сел в кабину. Полиция перекрыла трактору подъезд уазиком, пригрозила, что в случае чего будут стрелять. В результате мы просидели в офисе больше 15 часов, а потом полиция дождалась подкрепления: подъехало около 30 человек, они оттеснили боевиков, сделали живой коридор и вывели нас из офиса, а мы вынесли на себе наиболее важные документы…
В следующую ночь офис «Корсара» все-таки снесли трактором «Кировец». На вопрос прибывших полицейских, что здесь делает трактор «Русского молока», был ответ «прибыл для выполнения сельскохозяйственных работ». Дело закрыли из-за того, что не смогли найти машиниста, управлявшего трактором. «После сноса офиса они сожгли два наших вагончика, остальные громили, вытаскивали и били рабочих, одному приставили к горлу топор, посоветовали убираться, пока жив. Рабочие от нас ушли. На проходной опять встали охранники «Русского молока»», - говорит Олег Гаврильчев.
При этом гендиректор демонстрирует несколько актов проверок «Ростехнадзора», где в графах нарушений стоят прочерки. Протягивает ответ из Министерства экологии и природопользования Московской области. «В соответствии с действующим законодательством о недрах ООО «Корсар» на основании лицензий имеет право пользования участком недр 4,4 га и 6,6 га Моревского месторождения», - говорится в письме. «Ни у одной из государственных служб нет к нам претензий, - рассказывает гендиректор. – Но на все наши документы Бойко-Великий говорит «вы это купили за взятку». Что ж, видимо, мы купили за взятку все государство».
«Спасла зима»
- 5 января мы вернулись на свое предприятие, выгнали шестерых охранников «Русского молока» и начали работу, - продолжает Олег Гаврильчев. - При этом мы знали, что агрохолдинг готовит захват: район у нас маленький, информация доходит быстро. Обратились в полицию, попросили защиты, но нам не поверили. На следующий день подъехал разрисованный автобус «Русского молока» с надписями «За святую Русь» и «За возрождение России» и еще 8-10 машин с людьми, всего больше ста человек. Они начали обстреливать наших ребят на проходной, попытались ворваться на территорию, думали, что наши охранники разбегутся как всегда… А наши не разбежались, а открыли ответный огонь, начали закидывать «Русское молоко» камнями. Многие со стороны агрохолдинга получили ранения, нашему парню пуля вошла в тело на 4 см, вытаскивали прямо на территории. Одному из наших руководителей Андрею Волынскому прострелили шапку, чудом не попали в голову… Вообще людей спасла зима: ребята были в толстых бушлатах… Когда приехали полицейские, автобус «Русского молока», уже съездивший в больницу, как раз проезжал мимо нашего карьера обратно, мы указали на них как на стрелявших, и полиция арестовала, кажется, всех там находившихся.
Почва для земельных споров
«В нашем районе это не единичный случай, а традиционная ситуация. Бойко-Великий поступает так со всеми более-менее крупными компаниями и собственниками. У него такая тактика: затаскать человека по судам и одновременно устроить силовой захват», - говорит Александр Нориевский, практически единственный крупный собственник земли в районе, кроме «Русского молока». Нориевский работал когда-то в колхозе «Путь Ленина», судился с Василием Бойко-Великим на протяжение нескольких лет, и все 9 судов отказали в претензиях на спорную землю «Русскому молоку» и подтвердили право ООО «Новый путь» Александра Нориевского. Тем не менее, весной и летом бывший колхозник так и не смог начать работу на своей земле: техники «Русского молока» одно поле вспахали, второе скосили и продолжают настаивать на своем праве. В той же ситуации оказались десятки крестьян, которые не смогли выйти на посев и покос уже зарегистрированных в собственность участков: ими продолжал распоряжаться агрохолдинг.
«Есть у нас еще тут казак Шаповалов, его во всем районе знают. У него Бойко осенью пытался снести конюшню. При этом все документы у Шаповалова на руках, зато у Бойко железный аргумент – трактор с надписью «За святую Русь!». Хорошо что приехали казаки, преградили трактору путь и конюшню удалось спасти», - рассказывает сотрудник «Корсара» Андрей Волынский. «Другой предприниматель заключил с Бойко договор на землю, построил аэродром, открыл летную школу, начал сдавать места для парковки самолетов. Как только раскрутился и стал зарабатывать, Бойко договор аренды расторг, а аэродром забрал себе», - говорит Олег Гаврильчев.
О постоянных судах с православным предпринимателем рассказывают и в администрации района. «У нас есть районный фонд, из которого мы обязаны выделять землю в аренду предпринимателям, если они обращаются с заявлением. Для этого мы издаем постановление о выделении земельного участка и заключаем с заявителем договор аренды. Так вот ООО «Русское молоко» регулярно оспаривает в судах наши постановления и договоры, ссылаясь на то, что земля принадлежит им. За 7 лет постоянных споров они не выиграли ни одного суда», - говорит начальник правового отдела администрации Рузского района Наталья Адигамова. Теперь, по словам чиновницы, юристы агрохолдинга оспаривают договор аренды и постановление о выделении земли, которую сейчас арендует ООО «Корсар». При этом арбитражный суд Московской области 28 ноября уже признал договор законным. Юристы агрохолдинга, по традиции, решение обжалуют.
Между тем районные власти признают, что почва для земельных споров в Рузской земле самая благодатная. Когда приватизировали колхозы и совхозы, не были сделаны специальные карты - проекты перераспределения земель, как того требовал закон. На этих картах внутрихозяйственная комиссия должна была обозначить, какая земля остается в собственности колхоза, какая переходит в пользование, какая идет в районный фонд. Так вот землеустроительных документов, на которые «Русское молоко» могло бы сослаться и отмежевать свой законный (или незаконный: следствие еще разбирается в этом вопросе) участок земли, попросту нет. «У них проведено межевание только очень маленького участка земли, в остальном они владеют огромным участком, который никак не закреплен на местности, то есть находится неизвестно где», - говорит Наталья Адигамова. По мнению бывших колхозников, «Русскому молоку» ситуация выгодна: она позволяет Бойко-Великому на любое понравившееся поле говорить «мое». «При этом они вполне могут сделать эти карты. В районе их сделали уже три хозяйства, которые начали выделять участки и нормально регистрировать право собственности», - говорит Александр Нориевский.
Администрация и хотела бы завершить земельные войны, но не может. «Чтобы сделать эти проекты перераспределения, нам нужно поднять документы с 1992 года по сегодняшний день, а это огромная работа. – говорит Наталья Адигамова. – Главная проблема заключается в том, что большей части необходимых документов у нас просто нет: их изъяли в рамках уголовных дел, которые были возбуждены на Василия Бойко. И нам просто не с чего составлять карты...» Правда, судя по последним событиям, даже появление землеустроительных карт не гарантирует окончания конфликтов в районе. Карту уже составили и официально заверили в администрации бывшие кохозники «Пути Ленина», многие зарегистрировали выделенные участки в собственность. «Русское молоко» продолжает считать их земли своими.
Но пока администрация задумывается, как бы решить общую районную проблему, жители уже придумали как... «Людям надоело терпеть беспредел и мы решили объединиться. Кто-то может привлечь сильных юристов, я хорошо разбираюсь в земельных вопросах. А кто-то просто может привести казаков», - говорит Александр Нориевский. «У меня это одно предприятие, сюда вложены 11 лет труда, все деньги, вся моя жизнь. А никогда нельзя отбирать у человека все, потому что теперь нам просто ничего другого не остается, как драться до конца», - говорит Олег Гаврильчев.
P.S. Пока спорный карьер ночью охраняет ОМОН, а днем – казаки. В ГУВД Московской области говорят, что стороны начали информационную войну друг против друга: выкладывают видео и активно раздают интервью. Но следователям уже, например, известно, что видеоролик о перестрелке «Русского молока», на который постоянно ссылаются сотрудники агрохолдинга, - смонтирован. «МК» будет следить за развитием событий.