“Локомотив” сгубили тормоза

Экспертов ставит в тупик необъяснимое поведение экипажа

Эксперты технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы “Як-42Д”, в которой погибли хоккеисты ярославского “Локомотива”, во вторник планировали продолжить летный эксперимент. Он должен поставить точку в череде версий гибели лайнера. Напомним, что, по версии МАКа, к трагедии привела ошибка экипажа, а именно — дополнительная сила торможения, которая могла возникнуть из-за того, что один из пилотов держал в момент разгона ногу на тормозной педали. Впрочем, ответа, почему пилот так себя повел, похоже, никто уже не даст.

Экспертов ставит в тупик необъяснимое поведение экипажа

Первый этап экспериментального полета прошел успешно. Летчики заранее выучили параметры полета, которые им необходимо было обеспечить, — режимы работы двигателей, положение закрылков, руля высоты машины. Было установлено, что «Як-42», участвовавший в эксперименте, по своим техническим характеристикам полностью соответствовал разбившемуся 7 сентября самолету. А также, по данным «МК», первый этап эксперимента показал, что нормальному взлету помешало дополнительное торможение, которое началось со второй половины полосы.

— Сначала разбег шел нормально, в штатном режиме. Проблемы начались со второй половины взлета. Непонятно, почему самолет начал тормозить. Видимо, была нажата педаль основного тормоза. Почему это было сделано? На этот вопрос эксперимент не в силах ответить, — рассказал источник «МК», близкий к расследованию.

На это есть две причины. По мнению эксперта, пилот, возможно, принял осознанное решение тормозить и тем самым прекратить взлет. Или на педаль он нажал случайно — напомним, что, по данным бортового самописца, командир экипажа почувствовал себя плохо и передал управление самолетом второму пилоту.

По словам заслуженного летчика-испытателя саратовского завода Владимира Абакумова, на счету которого в том числе и испытания самолета типа «Як-42», причину торможения самолета объяснить невозможно. В том числе и потому, что МАК так официально и не распространил расшифровку переговоров пилотов: «Мы ничего не можем утверждать, так как у нас нет полной информации. Непонятно, кто в итоге управлял самолетом — второй пилот или командир, какая была психологическая атмосфера в кабине и т.д. А вообще, все очень просто: командир — ответственный за полет, он обязан дать команду о взлете и убрать ноги с педалей тормоза. Все. Во время взлета все время давить на тормоза — какой-то нонсенс».

Так как логического объяснения принятия решения о торможении нет, то, по данным источника «МК», остается версия неотключенного стояночного тормоза. Ранее авиационные эксперты поясняли, что стояночный тормоз применяется только когда самолет стоит на долговременной стоянке. Однако летчики в нарушение Руководства летной эксплуатации зачастую используют стояночный тормоз, потому что это удобно.

— Его используют в разных ситуациях. Условно говоря, самолет выехал на ВПП и ждет разрешения на взлет. Пилот в принципе не должен пользоваться стояночным тормозом в этой ситуации, но может это сделать. Вполне возможно, что в случае с ярославским «Яком» об отключении стояночного тормоза просто забыли в момент передачи управления самолетом от одного пилота другому. И когда один понял, что самолет не набирает нужную скорость, принял решение прервать полет и нажал педаль основного тормоза, — пояснил источник «МК».

Однако доказать это можно будет только экспериментальным путем, так как данные о тормозной системе, как уже писал «МК», не записываются в «черном ящике» такого самолета.

Сюжет:

Авиакатастрофа "Локомотива"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру