Как рассказал наш источник, с первыми трудностями комиссия столкнулась, прилетев в аэропорт “Туношна”. Здесь не нашлось необходимого для работы оборудования, и члены комиссии за свои деньги в ближайшем хозяйственном купили себе инструменты и хлопчатобумажные перчатки.
Следы торможения на взлетно-посадочной полосе были обнаружены сразу же. Однако эта информация просочилась через СМИ только 20 сентября. Стоит напомнить, что 14 сентября заместитель министра транспорта Валерий Окулов (курирует авиацию) заявил журналистам, что Минтранс РФ считает несостоятельной озвученную “МК” версию о том, что крушение самолета Як-42 произошло из-за неотключенного стояночного тормоза. При этом он отметил, что на взлетно-посадочной полосе следов торможения самолета не было. Вряд ли он не знал о том, что комиссия обнаружила их в первый же день работы. И вряд ли не слышал слов президента Дмитрия Медведева, произнесенных 8 сентября: “Это серьезная трагедия, серьезное резонансное происшествие. Все должно быть публично и открыто”. Зато теперь стало очевидно, как чиновники понимают “публичность и открытость” и выполняют требования президента.
Как отметил наш источник, картина катастрофы представляется членам комиссии следующей. Командир воздушного судна передал управление перед взлетом второму пилоту. Самолет начал разбег, но упорно не набирал взлетную скорость. При этом все системы самолета работали исправно. (Это подтвердил, кстати, и опрошенный представителем МАК выживший бортинженер Сизов.) В какой-то момент один из летчиков понял, что полосы не хватит, и начал тормозить (отсюда и след на полосе), другой же решил идти на взлет. В результате Як-42 пробежал еще 400 метров по траве, и летчики “подорвали” машину — подняли ее в воздух, так и не набрав взлетной скорости (взлетной считается скорость, при которой самолет будет вести себя в воздухе устойчиво). Из-за неустойчивости недобравшего скорости самолета столкновение с антенной маяка стало роковым. При нормальной же скорости, как говорят эксперты, Як-42 ее “даже не заметил бы, сломав как спичку”.
Все это подтверждают и данные параметрического самописца. Но именно с ним и связана главная проблема. По словам источника, “ленточка прекрасная” — все в норме, ни одного отказа на ней не зафиксировано. Но в свое время на параметрический самописец Як-42 перестали записывать данные о давлении в тормозной системе самолета. Расшифровка речевого самописца лишь показала, что с момента захода в кабину летчиков до начала катастрофы обстановка была “совершенно спокойной”. В результате доказать очевидный для комиссии факт — то, что на взлете летчиками были задействованы тормоза, — пока проблематично. Данные об этом просто физически нигде не зафиксированы.
Подтвердить выводы экспертов может только натурный эксперимент. При его проведении, как утверждает наш источник, планируется, кстати, попробовать разогнаться на Як-42 и с неотключенным стояночным тормозом. Но когда пройдет этот эксперимент, сказать никто не берется. Причем проблема банальная — отсутствие подходящей для испытаний машины. Как выразился один из членов комиссии: “Кто ж нам самолет даст?”