КАК УТОНУЛА «ЛАСТОЧКА»
Участок Москвы-реки у Воробьевых гор по выходным, даже ночью, чрезвычайно оживлен. «В минуту здесь проходят минимум два корабля, — заверяют нас сидящие на Лужнецкой набережной рыбаки. — В основном это теплоходы и катера, реже баржи». Всех желающих приглашают на борт прогулочные корабли на любой столичной пристани.
Именно так, стихийно, вечером 30 июля на причале у Киевского вокзала собралась компания из 16 человек и капитана на борту «Ласточки». Собирались отметить день рождения турецкого подданного Вайза Невзата. Заиграла музыка, хлопнули пробки из бутылок шампанского, и судно с ветерком устремилось вниз по реке.
Трагедия разыгралась около 0.56. На высокой скорости под одобрительные возгласы отдыхающих капитан закладывал лихой вираж примерно в 350 метрах выше по течению от Лужнецкого метромоста. Фактически он попытался пересечь «выделенную» полосу для больших судов. Скорее всего капитан Геннадий Зингер хотел пришвартоваться у пристани «Воробьевы горы», чтобы забрать еще нескольких пассажиров. Однако в темноте (участок, на котором произошла авария, — один из наименее освещенных на всей реке) капитан слишком поздно заметил темную громаду баржи «Ока-5». На огромной скорости катер столкнулся с баржей. По своей беспечности никто из пассажиров злополучного катера не надел спасательный жилет, и в темной воде люди пошли ко дну. На страшный удар в считаные минуты отреагировал экипаж баржи, оценив обстановку, моряки бросились на помощь утопающим. Во многом благодаря их усилиям, а также подоспевшим в течение нескольких минут спасателям (они базируются в 1 км от места происшествия) удалось вытащить из воды 7 человек. Остальных искали до утра, пока около 11 часов водолазы не обнаружили их тела.
Выживших доставили на берег, укутали в пледы. Кто-то смотрел вперед немигающим взглядом, кто-то в голос рыдал. «Оставьте их в покое! Вы не видите, люди в глаза смерти посмотрели...» — отгоняли зевак полицейские.

КАК ЕЕ ДОСТАВАЛИ
Ближе к полудню Воробьевская набережная была забита сотнями зевак. Между телекамер протискивались любопытные, со дна канала еще только поднимали расколовшийся корпус катера.
Утром на набережной появились водолазы. Среди них — знакомые лица, некоторые стали героями недавних материалов о подъеме утонувшей на Волге «Булгарии». Лица сосредоточенны, хмуры. «Вот и получается, что закон парных случаев действует», — мрачно бросает кто-то из МЧСовцев.
Конечно, эта операция не идет ни в какое сравнение с операцией на Куйбышевском водохранилище. Там — довольно большое по речным меркам судно, здесь — маленькая посудина. Там — более десятка трупов в каютах, здесь по состоянию на 17.00 не могли найти только одно тело. Но есть и свои сложности: катер так прочно залез под баржу, что тросы могли не выдержать.
В 14.30 трос сорвался — случилось то, чего опасались. Лебедка подкачала, так что водолазы начали крепить тросы крана. Баржу на всякий случай отогнали подальше.
К 16.00 подготовительные работы были закончены, и в 16.30 изуродованный катер показался на поверхности воды. Сразу же началась откачка воды. Выглядит суденышко жалко. Но и до катастрофы это был явно не фешенебельный прогулочный катер — просто старая калоша типа буксира с надстроенной палубой. Видны смятые доски, куски пленки... Кто только мог добровольно согласиться на речную прогулку на такой развалюхе?
КТО ПОГИБ, КТО ВЫЖИЛ
На катере собрались только близкие друзья. Все молодые люди постоянно общались друг с другом. Возможно, это связано с тем, что многие были земляками: как минимум четверо из них родом из Волгограда.
Трагедия на катере разбила семью:



Выжившие


Сейчас выжившие пассажиры катера не могут отойти от стресса. Как рассказывают спасатели, они молчат или плачут. Скорее всего, с еще двумя пассажирами молодые люди были плохо знакомы, поэтому смогли назвать только их имена.
Также погиб и капитан судна,

НАСКОЛЬКО ПЕРЕГРУЗИЛИ КАТЕР?
— У меня точь-в-точь такой же
Как судно могло выйти с таким перегрузом, да еще в центре Москвы? Капитаны уверяют, что это обычное дело. Инспекторы местного ГИМСа если остановят, то могут закрыть глаза на мелкие нарушения. Однако тот же Синицын уверяет, что его недавно «тормознули» и всех пассажиров на борту пересчитали. Но это случилось один раз за последние два года. Известно уже, что самого Зингера за превышение допустимой нормы пассажиров штрафовали, да и не раз. Только за этот год владелец затонувшего катера, по словам замглавы МЧС РФ Александр Чуприяна, привлекался за административные правонарушения трижды. В последний раз это было в июле. Впрочем, наказание по статье 11.10 Кодекса об административных правонарушениях («Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах») более чем скромное — до 500 рублей.

КТО НА КОГО НАЕХАЛ?
— Рязанская «Ока-5» была на ходу, — убеждены эксперты в области речного судовождения. — В этом месте вообще негде ни остановиться, ни пришвартоваться барже. Посмотрите на карту: вот место происшествия рядом с буем «40» — глубины здесь небольшие,
Впрочем, не все владельцы катеров и яхт согласны с этим. Некоторые уверяют, что капитаны больших судов зачастую принципиально не выходят на связь. Что в Центральном регионе это уже стало традицией. И что вообще ведут себя на воде вызывающе — их ведь инспекторы ГИМС остановить для проверки не имеют права, а водная полиция и судоходная инспекция (Ространснадзора) на реках появляется крайне редко.
— Экипажи у нас сокращены до минимума, на вахте часто дежурят пьяные, — признается один из работников, плавающих на барже.
КАК КАТЕР УПЛЫЛ НА ЧУКОТКУ?
По словам источника в Минтрансе, изначально владелец катера пытался зарегистрировать его в Москве. Но неудачно. Инспекторы столичного ГИМС нашли какие-то нарушения, придрались к мелочам и госномер не выдали. Однако уже через несколько недель катер был зарегистрирован на Чукотке. И не факт, что владелец устранил к этому времени все нарушения.
— Это обычное дело, — говорят эксперты. — 12-метровый катер можно перевезти на трейлере в любую точку страны и пройти техосмотр по месту жительства владельца. При этом у человека там, понятно, связей больше, да и вообще договориться в регионе легче. По Москве-реке чуть ли не половина катеров ходят именно не местные.
КАК БОРОТЬСЯ С «МАЛОМЕРЩИКАМИ»?
Сегодня все катера, яхты и прочие маломерные суда регистрируются в двух структурах — ГИМСе и Ространснадзоре. Если они стоят на учете в первом, то им присваивается буква Р (как в случае с затонувшим судном), если во втором — М. Первых называют маломерщиками, вторых — регистровыми. И контролируются они, соответственно, двумя совершенно разными структурами.
— Это большая проблема для всех нас, — уверен
Кстати, спор о том, мог ли катер заниматься коммерческими перевозками, неразрешимый из-за противоречий в законе. С одной стороны, суда, поднадзорные ГИМС, считаются прогулочными и не предназначены для коммерческого использования. С другой стороны, ни в каких правилах не запрещено ни сдавать их в аренду, ни передавать в залог, ни вообще делать что угодно. Поскольку они — частная собственность.
ДЕЛО ДО СУДА НЕ ДОЙДЕТ?
По факту крушения прогулочного судна в воскресенье было возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта»).
Затонувшее судно было зарегистрировано в Государственной инспекции по маломерным судам по Чукотскому автономному округу, но технический осмотр проходило в Москве. Уже выяснилось, что разрешение было дано на эксплуатацию катера не более чем с 12 пассажирами.
У следствия есть три версии: отказ оборудования того или иного судна, техническая неисправность. Это так называемый человеческий фактор, то есть нарушение правил движения водного транспорта со стороны капитана баржи либо катера. Ну, и, соответственно, техническое его состояние«, — сказал он.
Тем не менее, поскольку приоритетной считается версия о том, что в столкновении виноват погибший капитан и владелец затонувшего катера Геннадий Зингер, уголовное дело скорее всего будет закрыто в связи со смертью виновника аварии. Напомним, что по недавнему решению Конституционного суда это возможно, только если родственники виновника не будут против. Если же они посчитают, что при закрытии дела их права ущемлены, то тогда виновность будет устанавливаться уже в суде.