Толстыми папками с материалами дела Выговского заставлен целый шкаф в кабинете следователя. “Нам удалось доказать причастность Выговского к 32 отравлениям, 17 человек погибли, — рассказывает следователь по особо важным делам Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России Денис Жаренов, — однако работе еще конца-края не видно”. Мрачный прогноз основан на реальных цифрах: за несколько последних лет по фактам отравлений в электропоездах было возбуждено более 60 дел.
В родном Владивостоке Выговский-Фролов (в возрасте одного года мальчик был усыновлен отчимом, и ему поменяли фамилию) регулярно досаждал школьной администрации, а повзрослев, и милиционерам. В 14 лет хулиган сбежал из дома, на перекладных отправился в столицу в поисках лучшей доли. На улицах Первопрестольной Выговский промышлял все теми же мелкими кражами. Мать очень переживала за сына. Однажды даже уговорила вернуться домой, устроила на обучение в платный колледж. Однако молодого человека хватило ровно на месяц, а затем он вновь вернулся в Москву.
Первое отравление Выговский совершил в 2006 году. Труп обнаружили неподалеку от станции Косино. На теле не было травм, и милиционеры просто спустили дело на тормозах. На позицию стражей порядка не повлиял даже вердикт медэксперта, согласно которому несчастного отравили, а также неоднократные просьбы о помощи его супруги. А ведь возьмись они за дело всерьез — и Выговского возможно было бы найти и задержать еще в то время.
Невероятно, но факт: в деле Выговского стражи порядка не раз допускали подобные “ошибки”. Да что там милиционеры! Опытные судмедэксперты, исследуя труп, рапортовали о смерти от сердечного приступа. “Некоторые погибшие действительно страдали сердечной недостаточностью, — комментирует Жаренов, — однако врачи зачастую даже не искали в их крови следы яда. В ходе следствия нам пришлось эксгумировать три трупа, пролежавших в могиле более полутора лет, чтобы восстановить истину”.
После первого убийства Выговский затих. Нет, он вовсе не раскаялся — просто попался на карманной краже в метро и отправился за решетку. На свободу он вышел в июле 2007 года. Как и многие бывшие зэки, обустроился в дальнем Подмосковье — снял квартиру в городе Дрезне Орехово-Зуевского района. Соседи подобрались как на подбор — уголовники 23-летний Илья Трубанов и 35-летний Шухрат Джураев. Троица познакомилась на посиделках у местной самогонщицы и быстро нашла общий язык. Выговский уже решил на тот момент, что снова займется ограблениями, и предложил новым знакомым стать его сообщниками.
Действовали преступники по элементарной схеме: пока Трубанов и Джураев находились в соседних вагонах (контролируя появление стражей порядка), отравитель подыскивал жертву. Подсев к гражданину (зачастую уже к этому моменту находившемуся в изрядном подпитии), отравитель начинал задушевную беседу с ним и предлагал выпить. Иногда Выговский с гордостью заявлял собеседнику, что у него на днях якобы родился наследник. Сделав глоток из фляжки (в которой была смесь коньяка с азалептином), пассажир терял сознание уже через несколько мгновений. Выговский быстро вынимал все из карманов несчастного и уходил. То, что приглянулось — дорогие часы, новые мобильные телефоны, деньги и украшения, — Алексей оставлял себе либо отвозил в подарок своей сожительнице. Остальное сдавал в ломбард на площади трех вокзалов.
За месяцы подобных вылазок, остававшихся безнаказанными, Выговский осмелел. Постепенно стал ходить “на дело” в одиночку. Его теперь уже бывшие сообщники вскоре вновь отправились в места не столь отдаленные за мелкие преступления. Подонок подсаживался даже к целым компаниям, уверенный, что успеет напоить всех, пока первый упадет. Прибыль злодея измерялась уже десятками тысяч рублей ежедневно. Преступник сорил деньгами налево и направо. Он приобрел себе внедорожник “Тойота RAV4”, тюнинговал его, делал девушке дорогие подарки. К слову, барышню Алексей уверил, что работает менеджером по продажам мобильных телефонов. По некоторым данным, отравитель зачастую пользовался услугами “девушек по вызову”: баланс только что украденных мобильных он тратил на секс по телефону (к слову, преступник успел досадить двум компаниям, “проговаривая” на пикантные темы корпоративные тарифы на 20 и 13 тыс. рублей). Нередко Выговский лично встречался с путанами, к слову, предлагавшими очень специфические услуги.
Выйти на след преступника удалось после того, как в милицию обратился чудом выживший мужчина. Гражданин сообщил, что у него была украдена кредитная карточка банка. Установив связь с руководством банка, стражи порядка получили видеозапись с банкомата, установленного на Курском вокзале. На ней было видно, как Выговский снимал деньги с карточки. Стражи порядка наконец получили портрет таинственного преступника.
Блюстители закона заметили человека, похожего на Выговского, днем 2 марта 2009 года на Казанском вокзале. “Он заходил в различные поезда, отыскивал очередную жертву”, — комментирует Денис Жаренов. При задержании Выговский пытался уничтожить улики — спрятать пузырек с азалептином между ягодиц, но этот финт не удался.
Следователю пришлось буквально по крупицам собирать материал по каждой жертве преступника. Многие преступления удалось доказать по исследованиям детализации телефонных разговоров Выговского. Обнаглевший преступник не стеснялся звонить с украденных телефонов, еще даже не выйдя из поезда, в котором в этот момент останавливалось сердце очередной его жертвы, а также постоянно использовал в личных целях несколько похищенных мобильников. Отравителя также опознали немногие выжившие.