“Гонки против часов”, — так глава МАГАТЭ окрестил отчаянную борьбу спасателей. Ликвидаторам аварии приходится решать две главные проблемы: охлаждение реакторов и охлаждение бассейнов, где в воде хранятся стержни, выгруженные из реакторов. Американские эксперты высказывают мнение, что потребуются дни, возможно, недели, чтобы взять ситуацию на атомной электростанции под контроль.
Силы самообороны Японии приняли решение продолжить операцию по охлаждению емкости для отработанного ядерного топлива на АЭС — как с воздуха, так и с земли.
С воздуха военные продолжают поливать поврежденное здание третьего реактора водой с тяжелых армейских вертолетов CH-47 Chinook. На какое-то время воздушную операцию было приостановили. Как сообщает японская вещательная корпорация NHK, после контроля уровня радиационного облучения, полученного 17 членами экипажей вертолетов, “воздушную атаку” на реактор решили продолжить. Экипажи вертолетов снабжены спецодеждой, а полы винтокрылых машин застелены листами вольфрама, чтобы защитить людей от воздействия радиации.
А на земле попеременно действуют пять пожарных машин. Водяные пушки позволяют работникам оставаться на относительно далеком расстоянии от источника радиации. Пожарные к тому же могут оперировать этими пушками изнутри своих машин. Американская военная пожарная машина (впрочем, управляемая японскими рабочими) тоже участвует в поливании водой объектов на АЭС.
Энергетическая компания “Токио Дэнрёку” надеется, что ей удастся восстановить работу системы охлаждения на реакторе №2 после того, как будет налажена подача электроэнергии на второй энергоблок. Ранее компания проложила новую линию передачи электроэнергии, чтобы подсоединить электрокабели ко второму реактору.
Есть надежда, что кризис можно будет преодолеть на всех энергоблоках, если удастся наладить подачу электричества к системам охлаждения трех реакторов.
В пятницу исполнилась ровно неделя с того дня, как стихия обрушила свой гнев на Японские острова. По последним официальным подсчетам, погибли более 6500 человек. Без вести пропавшими считаются более 10 тысяч.
— В пятницу у нас была минута молчания. Замолчали все телеканалы. Помолчал и я, — говорит по телефону из Токио наш корреспондент Юрий Синалеев. — В повседневной жизни у нас особо нового ничего не происходит. Народу на улицах мало. По-прежнему не ходят экспрессы, только локальные электрички. Что немного радует, ветер, дувший со стороны станции, переменил направление — теперь дует не в сторону Токио. Дома мигает электричество. Зато в магазинах появилась питьевая и минеральная вода. В аптеках можно купить йодосодержащие средства. Что хорошо — цены никто не взвинчивает. Почта работает как часы — моя супруга по Интернету купила фонарь-генератор с радио.
Но из пострадавших от землетрясения и цунами районов сообщают, что люди умирают в больницах из-за недостатка лекарств. С другой стороны, приходят и обнадеживающие сообщения. Например, в префектуре Ибараки, тоже пострадавшей от стихии, школьникам выдали дипломы об окончании учебы. Не хватает тепла, но тут на помощь приходит сама природа — идет весна.