С полок аптек в Петропавловске-Камчатском и Владивостоке со скоростью ветра исчезают йодид и йодомарин — препараты, способствующие выводу радиоактивных элементов из организма. Кроме того, в магазинах сметают и продукты, которые, по мнению ученых, выводят тяжелые металлы, — морскую капусту и красное вино. Такой же бешеный спрос люди проявляют сейчас и на дозиметры — индикаторы радиоактивности. В Петропавловске-Камчатском, к примеру, раскупили все до одного, так что пришлось заказывать новую партию.
“Ведется усиленное радиометрическое наблюдение. Сбор и анализ проб фонового излучения осуществляется на 71 посту... По расчетам специалистов, радиоактивное загрязнение на территории Дальнего Востока маловероятно. При этом, по уточненным данным Дальневосточного УГМС, в ближайшие несколько дней в зоне ЧС в Японии по-прежнему будет сохраняться восточное направление ветра, поэтому перенос воздушных масс и продуктов возможного выброса в атмосферу будет смещаться в сторону акватории Тихого океана”, — рассказала журналистам представитель пресс-службы Дальневосточного регионального центра МЧС.
Впрочем, японское бедствие всколыхнуло в дальневосточниках не только тревогу, но и сочувствие к соседям по региону. В Приморье образовалось целое общественное движение, которое готово оказать помощь японцам. В том числе 60 семей заявили о том, что готовы пригреть у себя дома японских беженцев, оставшихся без крова.
К и без того паническим настроениям прибавилась вчера и новость о подводном землетрясении у южного побережья Камчатки. По данным камчатского филиала Геофизической службы РАН, сила толчков составила 4,6 балла.
За комментарием мы обратились в Геофизическую службу РАН в Обнинске.
— К событиям в Японии это не имеет никакого отношения. На Камчатке землетрясения происходят периодически, предпоследнее было 20 февраля. Почему тогда этим никто не интересовался?.. — говорит сотрудница службы Марина Коломиец.
Однако не все ученые настроены столь оптимистично. Вот что рассказал информагентству Интерфакс заведующий лабораторией сейсмологии Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН Иван Тихонов:
— Случившуюся в Японии трагедию российские сейсмологи предсказывали еще 40 лет назад. Это в 1971 году сделал академик РАН Сергей Федотов. Но едва ли он предполагал, что это будет мегасобытие. Я пять лет назад выделял наиболее опасные сейсмозоны восточнее Хоккайдо и Хонсю и отмечал опасный период для этих зон, который начался в декабре 2009 года и, по моим прогнозам, должен был завершиться 20 марта 2011 года... Как правило, такие мегасобытия происходят довольно кучно, и они сгруппированы во времени. Японскому землетрясению 11 марта предшествовали Суматра-Андаманское землетрясение 2004 года магнитудой 9,3 балла и чилийское в феврале 2007 года... Случившееся землетрясение повлияет на сейсмическую деятельность в Курило-Камчатской зоне, которая считается единым организмом. Если на одном ее конце происходит сильнейшее сейсмическое событие, то с вероятностью 50% в течение 1,5 года возможно возникновение подобного на другом ее конце. А зона затишья в районе восточного побережья Камчатки сохраняется уже необычно долго. Последнее землетрясение в том районе магнитудой 7,7 балла было зафиксировано в 1997 году.