Калина и впрямь в Краснодаре растет кроваво-красная.
Этим же цветом окрашен весь Ставрополь. Неспроста его называют красным городом.
— На 700 тысяч населения 300 носят погоны или как-то связаны с органами, — разговорился со мной таксист. — А еще Ставрополь — большая деревня. Здесь на одном конце города чихнешь, на другом уже знают. Поэтому могу уверенно сказать: таких громких показательных преступлений у нас отродясь не было.
Это на первый взгляд кажется, что Хана в городе знать не знали. На самом деле Владимир Слизаев входил в десятку самых влиятельных бизнесменов края.
— Вова Хан не один раз сидел. Правда, все по молодости, уже никто про это и не помнит, — говорят местные. — Потом стал хозяином самого крупного рынка “Южный”. Его считали крупным, влиятельным бизнесменом, уважаемым человеком в городе.
* * *
Вот уже третий день около дома №104 по улице Мичурина дежурит милиция. Оцепление, правда, сняли. Следов крови около гаража тоже не видно. Лишь четыре гвоздики около ворот.
Соседи, которые еще недавно боялись из дому нос высунуть, потихоньку выходят во двор. Но рот по-прежнему держат на замке.
— Правильно сказал чудом выживший садовник Володька: “Вы что, хотите, чтобы я девятым лег?” — поясняет свой страх один из местных жителей. — Мы на самом деле ничего не слышали, ничего не видели. Все было четко сработано. Вся семья заехала в гараж, а там их уже встречали. По всей видимости, хозяева даже крикнуть не успели. Преступники четко сработали. Уложили всех сразу. По слухам, убийц было порядка 10 человек. Вот только за что их?
По соседству с Слизаевыми живет семья. Самая простая.
— Родные Хана с нами не общались — такие с бедными даже не разговаривают, — начала беседу женщина. — Хотя Вова Хан не брезговал с нами словечком перекинуться. Вообще мужик он был неплохой. Горя хлебнул немало. У него ведь приемного сына Стаса 13 лет назад убили в Тольятти. Он водителем работал у криминального авторитета. Вот и попал под замес во время разборок. Хан сильно переживал его смерть. А когда в 2003 году погибла его жена, вообще мрачнее тучи ходил.
О покушении на Хана весной 2003 года в Ставрополе знают все. Тогда расстреляли его машину. Супруга Светлана скончалась на месте. Ранения самого Слизаева оказались несмертельными. Пуля задела глаз.
Спустя три года исполнителей того преступления нашли — группировка поповских киллеров из Пятигорска. Главаря банды, бывшего милиционера Валерия Попова, в марте 2010 года приговорили к пожизненному заключению.
Причина тех разборок, по некоторым данным, — передел собственности. В то время Хан являлся хозяином самого крупного рынка Ставрополя “Южный”. Противиться он тогда не стал. И вроде отдал лакомый кусок другой криминальной группировке.
Последние годы на рынке хозяйничал некий Пухлый. Два года назад его тоже посадили.
Рынок “Южный” — это огромная территория. Здесь торгуют всем — автозапчастями, одеждой, продуктами, техникой. Его так и называют — мини-Черкизон.
— Хан на самом деле уже давно не имеет к рынку никакого отношения. То покушение и гибель жены его сильно подкосили, — утверждают работники “Южного”. — Люди, которые трудились при нем, все ушли. Сам он здесь уже лет 8 не появлялся.
Выходит, рынок здесь ни при чем?
* * *
Возвращаюсь обратно на Мичуринскую улицу.
По соседству — замок основателя группы “Ласковый май” Андрея Разина. Говорят, музыкант был дружен с Слизаевым. Неспроста их особняки разделяет общий забор.
— Слизаев выстроил свой дом лет 15 назад, раньше на его участке стояли аж три хаты, — вспоминает баба Валя из дома напротив. — Жили Слизаевы тихо — никакой музыки, ни криков из дома никогда не доносилось, даже гостей не принимали. Приедут, машины в гараж загонят — и тишина. Машин у них много было, и все время разные.
— Я только пять штук насчитал — три “Мерседеса”, два джипа, — присоединяется к разговору пожилой мужчина. — А несколько месяцев назад они магазинчик наш арендовали. Продукты добротные стали туда завозить. Этими делами зять Хана, Эдик, заведовал.
В доме Слизаевых никому из местных жителей побывать не удалось. Разве что на территорию как-то заглянула одна соседка.
— Мой внучок дружил с внуком Хана, Вовой, так они вместе в их дворе играли. Рядом с ребятами всегда няня Люба сидела, рядом гуляла охрана. За ворота своих внуков Хан редко отпускал. Он их боготворил. В школу их возили на машине с охраной, с ними постоянно занимались лучшие педагоги города. Как-то мой внук забежал к ним, я пошла его кликать, а мне не открывают. Слышу, голос по громкой связи: не положено, мол, на территорию заходить. Но потом впустили. Жили они, конечно, богато. На территории несколько домов. Один — под автомобили. В другом — покои самого Хана. В третьем — дочь с мужем и детьми. В четвертом — прислуга. Бассейн свой был, фонтаны небольшие.
После смерти жены Хан не собирался обзаводиться семьей. Нанял домработницу Наталью. Говорят, именно она являлась его гражданской женой. Правда, оформлять отношения с женщиной Слизаев не торопился. Вскоре в дом переехал и сын Натальи, Артур. Так и жили одной дружной семьей.
Одной семьей и погибли.
Кто были погибшие?
Няня Люба. Эта уже немолодая женщина работала у Слизаевых больше восьми лет.
— Люба была очень добрым человеком, отзывчивая, про таких говорят: несет добро людям. Не случайно Слизаев ее нанял и менять не собирался, — говорят родственники погибшей. — Она деток их любила как своих родных — двое малышей выросли на ее руках. У Любы тоже остались дети, внучка, пожилая мать. Ее похоронят на родине, в Изобильненском районе.
Расстреляли гражданскую жену Хана Наталью, по совместительству домработницу. Говорят, она искренне любила Слизаева, хотя совсем его не знала. Хан оберегал родных от лишней информации. И оберегать было от чего. Наталью расстреляли вместе с сыном Артуром.
Погибла Яна — единственная родная дочь Хана. К ней он относился особенно.
— Яна три раза была замужем, в каждом браке рождался ребенок, — рассказала подруга погибшей девушки. — Старший ее сын Вова от первого брака. Вторую дочь Яна назвала Светой, в честь погибшей мамы. Во время страшного убийства девочка находилась в Пятигорске у бабушки, потому и спаслась. Последний раз мы общались с Яной по телефону восьмого января. Она сообщила, что родила третьего ребенка и что наконец нашла свое счастье. Но в то же время Яна была сильно встревожена, причину она не назвала.
Последний муж Яны — Эдуард Долгов. Его тоже расстреляли в том самом гараже. Вот что рассказали об этом человеке.
— Парень Эдик был отличный, душа любой компании, — поведал знакомый Долгова. — Двух приемных детей любил как своих. Выезжал с ними отдыхать, нянчился постоянно. Конечно, Эдик был не святой. Последнее время ходил под подпиской о невыезде. На него завели дело сначала за грабеж, потом переквалифицировали на кражу.
Среди убитых оказался водитель Хана, который устроился на работу к Слизаевым буквально месяц назад.
Не пощадили и собаковода, который присматривал за породистыми собаками Хана.
* * *
Напротив дома Хана — магазин. Один из грузчиков поделился, как все происходило в тот вечер, в пятницу, 21 января.
— Я сидел на улице, курил. Вдруг подбегает к нам садовник дядя Вова. Дело в том, что он буквально за полчаса до трагедии поехал к отцу Хана отвезти продукты. Ждали там остальных. Никого не было. Садовник позвонил Хану. Телефон молчал. Он приехал сюда, вошел в гараж и остолбенел. Трупы были собраны в одном месте, всюду кровь. Он рванул в магазин, начал звонить в милицию. В дом войти не мог — на улице вовсю пахло газом. Видимо, преступники таким образом решили отравить остальных выживших.
В гараже обнаружили 7 трупов.
Тело дочери Хана, Яны, нашли в одном из особняков Слизаевых.
— Мой муж являлся понятым, — рассказывает соседка Хана. — В гараж он зайти испугался. Насколько я знаю, никто из понятых туда не пошел. Рассказывал, у всех погибших были зафиксированы выстрелы в голову. У Хана обнаружили в голове аж 4 пули. А еще всем перерезали горло. Дочь Хана, Яну, нашли в комнате. У нее пуля прошла навылет — пробила руку и щеку, видимо, она пыталась прикрыть лицо. Девушке тоже перерезали шею.
В пятницу ночью около дома Хана собрались все родственники погибших.
— Вой стоял невыносимый, люди кричали в голос. Были еще какие-то дети, они тоже плакали: может, погибли их родители? — вспоминают соседи. — Пришел и родной отец выжившего 8-летнего Вовы. Он сильно кричал, говорил, что заберет мальчика себе. Ребенок все это время находился в магазине под охраной милиции. Он сидел и смотрел в одну точку на протяжении часа. Даже плакать не мог. Сейчас мальчик находится под усиленной охраной в доме отца Хана.
* * *
На днях появилась версия, что Слизаев являлся наркобароном юга России. Но те, кто лично был знаком с убитым, опровергают эту версию.
— Хан никогда не торговал наркотиками, хотя сам кололся долгие годы, — утверждают близкие друзья Слизаевых. — Он владел в городе парой ресторанов, кафешками. Хан — это уже третий, кто ушел на тот свет. Их была одна компания друзей — Игнат, Вова Мороз и Хан. Их всех убили. За что, так и не поняли...
Сегодня в Ставрополе состоятся похороны всех погибших. Хана, его дочь Яну и зятя Эдуарда похоронят рядом с женой Слизаева, Светланой, на старом кладбище.
Ставрополь