Аэропорты ждет судный день

Перевозчики уже могут готовиться к массовым искам от пассажиров

Аэропорты и авиакомпании едва ли смогут облегченно вздохнуть, когда транспортный коллапс закончится и последний задержанный пассажир наконец улетит. Наоборот, основные проблемы скорее всего у перевозчиков только начнутся. Транспортная прокуратура, выполняя поручение Генеральной, уже выявила “многочисленные нарушения прав пассажиров и авиационных правил” в “Домодедово” и “Шереметьево”. А Роспотребнадзор сработал еще оперативней и возбудил 14 административных дел по обращениям граждан о нарушении их прав.

Перевозчики уже могут готовиться к массовым искам от пассажиров

Прокуроры проверяют, как администрация аэропортов справляется с отправкой задержавшихся рейсов, а также обеспечивает пас сажиров положенными им услугами (горячей едой, местами в гостиницах и т.д.). По неофициальной информации из прокуратуры, руководству “Домодедово” выписано представление об устранении недостатков. В “Шереметьево” нарушений обнаружено еще больше, поэтому там итоги проверки еще не подведены. Но скорее всего в отношении руководства аэропортов и авиакомпаний будет возбуждено административное производство.

Тем временем глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что его ведомство уже возбудило 14 административных дел по жалобам граждан. Он встретился с пассажирами и среди прочего предложил составлять претензии по поводу нарушения их прав. “Мы довели до них информацию о телефонах “горячей линии” нашей службы, электронной почты для оказания помощи в составлении исковых заявлений и подготовке заключений по делам в суд”, — сказал Онищенко.

Никаких сомнений, что 14 дел — это лишь начало, и в ближайшее время компании будут завалены исками пассажиров. Тем более главный российский санитарный врач напомнил, что синоптики предупреждали о потеплении и его последствиях еще за неделю. А потому пенять на экстраординарную ситуацию и климат перевозчикам не стоит. И если “Домодедово” еще может сослаться на форс-мажор с электричеством, то иски к “Шереметьево”, где энергетических перебоев не было, могут быть признаны обоснованными. Во всяком случае Ассоциация туроператоров России (АТОР) в своем сообщении советует судиться. “Если турист стал заложником обесточенного аэропорта, то ни авиакомпания, ни аэропортовые службы компенсировать потерянные сутки не будут — их вины в данном случае нет. Если же речь идет об изменении и отмене вылетов, связанных с погодными условиями, отсутствием топлива и иных сопутствующих полету важных веществ, то имеет смысл требовать компенсации, причем не только за потерянные дни, но и за убытки, которые понесли граждане, ожидая своего вылета”, — считают в АТОР.

фото: Михаил Ковалев

Аэропорты снова подверглись испытаниям погодой

Не успели столичные аэропорты “прийти в тонус” после ледяного дождя и вызванного им энергоколлапса, как погода подготовила им новые испытания. Вчера коррективы в работу всех трех “аэрообителей” внесла еще и метель.

Как сообщили “МК” в пресс-службе “Домодедово”, с самого утра 29 декабря аэропорт возобновил работу в штатном режиме, энергоснабжение же было полностью восстановлено в 11 вечера 27 декабря. Все задержки рейсов за 26—28 декабря ликвидированы. Последние самолеты взлетели в небо вчера после 5 вечера. Обстановка спокойная.

Напомним, что фактическое прекращение деятельности аэропорта произошло 26 декабря в 9 часов 20 минут. Около 20 рейсов были приняты в ручном режиме. Причиной глобального энергосбоя стали множественные обрывы линий электропередач (порядка 70) из-за обрушений “ледяных” деревьев. “Домодедово” парализовало на целых 12 часов, были отменены десятки рейсов, около 12—13 тысяч пассажиров вынуждены были одновременно находиться в здании аэропорта. Подобного более чем за 50-летнюю историю не случалось ни разу. Ущерб сейчас подсчитывается. Но уже ясно, что из 75 авиакомпаний, дислоцирующихся на базе “Домодедово”, наибольшие убытки понесли такие крупные перевозчики, как “Трансаэро” и “S7”.

На случай чрезвычайных ситуаций “Домодедово” располагает двумя резервными подстанциями, но обе они вышли из строя из-за климатических катаклизмов. Руководство аэропорта сделало соответствующие выводы на будущее. Не исключено, что в ближайшее время будет предпринят ряд мер по усилению энергобезопасности объекта.

А вот метель не стала причиной сбоев в работе аэропорта. Как подчеркнули в пресс-службе, “у нас всепогодный аэропорт, поэтому достаточно снегоуборочной техники и противоледной жидкости для самолетов”.

Несмотря на сложные погодные условия, свою работу в штатном режиме продолжил и аэропорт “Шереметьево”. По сообщению пресс-службы, вчера к уборке снега было привлечено более 40 единиц спецтехники различных типов. Очистка взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перрона производилась в оперативном режиме.

В связи с временными трудностями аэропорт отменил плату за хранение багажа в терминале F. В круглосуточном режиме продолжал функционировать оперативный штаб. Пассажиры обеспечивались напитками и питанием, а при необходимости и местами в гостинице.

В меньшей степени коллапс коснулся аэропорта “Внуково”. В дни энергосбоя он принял на посадку несколько десятков рейсов из “Домодедово” и “Шереметьево”. Зато вчера из-за снегопада два внуковских самолета приземлились на домодедовской территории. Впрочем, серьезных проблем метель не принесла. Как нам сообщили в пресс-службе “Внуково”, единственная заминка произошла вчера с 10 до 10.30 утра. В течение получаса аэропорт не работал ни на взлет, ни на посадку. Причиной стало проведение полного цикла очистки взлетно-посадочной полосы, а также противоледной обработки бортов. На летном поле в круглосуточном режиме несут вахту 47 экипажей и 50 единиц техники из имеющихся 70.

Когда верстался номер:

“К настоящему времени мы вынуждены были отменить 202 рейса. Мы приняли решение всем пассажирам, которые в Москве отсидели по нашей вине, компенсировать полностью билет, несмотря на то что они улетели”, — заявил глава “Аэрофлота” Виталий Савельев на вчерашнем заседании президиума Правительства РФ.

Георгий Крымов,
Мария Егорова

фото: АР

А КАК У НИХ?

В Европе проблемы с перелетами начались еще на исходе второй декады декабря. В прошлый понедельник из-за интенсивного снегопада и морозов несколько крупнейших европейских аэропортов полностью или частично прекратили свою работу. В аэропорту немецкого города Франкфурт-на-Майне, третьем по величине пассажиропотока в Европе, было отменено более 45% рейсов. Наибольшее число сбоев в расписании авиарейсов наблюдалось в аэропортах Великобритании — например, лондонский Хитроу обслуживал лишь 16 рейсов вместо обычных 600.

Несмотря на то что стихия немного успокоилась, европейцы готовятся к ее новым ударам. В ночь на вторник метеорологи Северной Ирландии и Шотландии уже предупредили о грядущем снегопаде и ледяном дожде. Непогода переместится из центральной части Великобритании на восток и северо-восток, где ожидаются осадки до 15 см. Национальная метеорологическая служба Соединенного Королевства заявила, что прошлая неделя стала самой холодной для Великобритании с 1910 года.

Пока природа дала Европе передышку, снежный буран обрушился на восточное побережье США, вынудив шесть штатов — от Северной Каролины до Нью-Джерси — объявить чрезвычайное положение, а жители Северной Каролины и Флориды впервые более чем за век увидели в своих краях снег. В штатах, где свирепствовал буран, более 80 тыс. человек остались без электричества.

Центральный парк Нью-Йорка погребен под полуметровым слоем снега. Сильный ветер, скоростью более 80 км/ч, намел на улицах города сугробы метровой высоты. В трех нью-йоркских аэропортах было отменено не менее 10 тыс. рейсов. Несмотря на то что большинство аэропортов возобновили свою работу во вторник, многие пассажиры были вынуждены ждать своих рейсов до сегодняшнего дня. В связи с нехваткой мест, вызванной форс-мажорной ситуацией и усугубленной праздничным сезоном, тысячам людей пришлось перерегистрироваться на самолеты заново.

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг признал, что очистка города от снега идет медленнее, чем предполагалось изначально. Несмотря на то что основные артерии мегаполиса более-менее пригодны для езды на машине, до многих районов по-прежнему непросто добраться. Поэтому некоторые предприимчивые нью-йоркцы воспользовались ситуацией. “Это наше время”, — говорит Эдди Клеборн, 44-летний безработный, который за полчаса заработал не менее $50, откопав из-под снега пять машин и заработав от $10 до $20 за каждую проделанную операцию. Другой энтузиаст, также извлекший выгоду из непогоды, заработал $35 за то, что за три четверти часа очистил тротуар у входа в маникюрный салон на Fordham Road, одной из главных улиц Бронкса. Многие предприниматели на Fordham Road охотно пользуются услугами дельцов с лопатами, так как бизнесменам вполне могут выписать штраф за то, что дорога или вход в их магазинчики и кафе не в надлежащем состоянии.

Транспортная система восточного побережья США медленно, но верно возобновляет свою нормальную работу. Полуметровой снежный покров, накрывший северо-восток США, может стать причиной задержки новогодних посылок, предназначенных для американских военных, расквартированных в Европе. В числе самолетов, прикованных непогодой к земле, оказались и те, что должны были доставлять посылки в Европу. Когда американские солдаты получат свои новогодние посылки, неясно, однако военные обещали “обработать и доставить их как можно быстрее”.

Между тем не только Европа и Северная Америка подверглись зимним испытаниям.

На северо-западе и востоке Китая многодневный снегопад вызвал серьезные проблемы на дорожных магистралях. В Синьцзяне снег не переставая шел с 20 декабря, местами высота снежного покрова достигла 1 метра. Однако жителей этих регионов ждут не менее трудные испытания: метеорологи обещают, что вслед за снегом на северо-восток и восток придут 25-градусные морозы.


Борис Золотарев

Сюжет:

Коллапс в аэропортах Москвы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру