Итак, проследим, как развивались события. Три навигационных спутника ГЛОНАСС были подготовлены для доставки на околоземную орбиту, чтобы стать последними звеньями в нашей российской группировке. С ними количество основных, работающих аппаратов должно было быть доведено до 24, и Роскосмос мог бы с радостью отрапортовать президенту о том, что наше космическое агентство накрыло всю планету глобальной навигационной сетью. Однако этого не случилось. Ракета-носитель “Протон-М”, которая должна была вывести на орбиту разгонный блок со спутниками, не дотянула до нужной высоты. Несмотря на то что через 10 минут после старта разгонный блок ДМ-03 вместе с тремя спутниками успел отделиться от третьей ступени ракеты-носителя, вся конструкция, оказавшись не там, где ей полагалось, рухнула в океан вслед за “Протоном-М”.
Многое приходило на ум после случившегося: и ошибки в расчетах, и неправильно заданные траектории полета, и человеческий фактор. Однако в качестве основной причины аварии в течение двух последующих недель чаще всего муссировали одну — перелив топлива в баки разгонного блока. Говорили, что из-за большой тяжести конструкцию (“Протон-М” — на нем разгонный блок — сверху три спутника) покачивало из стороны в сторону уже при старте. В конце концов глава МВК так и заявил: к падению спутников привела неправильно составленная техническая документация, в которой не было точной формулы заправки разгонного блока ДМ-03 топливом. Поскольку этот блок собирали в РКК “Энергия”, значит, там должны были подготовить как следует и конструкторско-эксплуатационную документацию. Этого не произошло, значит, виновата во всем именно “Энергия”.
Баки обновленного ДМ-03 имели больший объем по сравнению с предыдущей модификацией разгонного блока. Однако специалисты забыли пересчитать формулу на их заправку. В итоге военные перед запуском по старой формуле закачали баки жидким кислородом на 1,5 тонны больше, чем требовалось. Полезная нагрузка возросла, и энергетики ракеты-носителя “Протон-М” просто не хватило для вывода спутников на нужную орбиту.
Кроме этого глава ЦНИИмаш отметил, что до запуска нового разгонного блока специалисты не провели его тестовую заправку. Видимо, предприятие-разработчик просто понадеялось на опыт. “Они рассчитывали на авось”, — заключил Райкунов. Впрочем, досталось от него на орехи и организации, которая осуществляла пуск. В ней, по словам главы МВК, “...не было координации и нужного контроля”. Между тем официальный вердикт по поводу причины аварии будет вынесен МВК только в начале следующей недели.
Как в идеале должен был состояться запуск.
Ракета-носитель “Протон-М” должна была доставить разгонный блок со спутниками на расчетную низкую орбиту.
Пролетев по этой орбите минут 20 и достигнув заданной точки, разгонный блок ДМ-03 отстыковывается и начинает самостоятельный полет, дважды включая двигатели.
Разгонный блок выводит спутники на околоземную орбиту высотой 20 тысяч км, отстыковывается и превращается в космический мусор.
В спутниках включаются небольшие корректирующие установки, которые и “разводят” аппараты по их рабочим позициям в составе группировки ГЛОНАСС.