“Резиновая” хата с краю

В Шатурском районе уже готовятся к… аномальному лету

Торфяные пожары еще как следует и не погасли, а в их эпицентре (Шатурском районе) без раскачки готовятся к следующему аномальному лету. Уже в эти дни здесь разрабатывается план эвакуации населения, самые проблемные участки закрепляются, как говорится, по головам. “МК” побывал на спецсовещании в районе, где открыто говорили об ошибках в минувшее лето.
В Шатурском районе уже готовятся к… аномальному лету

тестовый баннер под заглавное изображение

Отмечалось, что в летние месяцы пожары полыхали на площади 3800 гектаров, их общее количество — 945, из них на торфяниках — 530. В среднем с огнем боролось 150 единиц техники, полтысячи человек, а в отдельные дни численность доходила до 870 пожарных.

Однако и сегодня районные службы работают в режиме боевой готовности. Даже сейчас, когда на дворе заморозки и часто выпадают дожди, тут дымится около 0,4 га торфяников. На них постоянно дежурят пожарные расчеты. Здесь как нигде понимают, что сегодня в огне 0,4 га, а завтра может быть и все 400.

В общем, служба дни и ночи.

Самым отрадным фактом минувшего лета на совещании называлось то обстоятельство, что в районе не погиб ни один человек и не сгорел ни один жилой дом. Огонь уничтожил два дачных домика, и, судя по активным действиям погорельцев, они теперь пытаются попасть в госпрограмму помощи пострадавшим. Быстро продали свои квартиры в Москве и доказывают, что сгоревшие в Шатурском районе дома были их единственным жильем.

Впрочем, как я понял по репликам районных чиновников, этот номер у них вряд ли пройдет. Во-первых, погорельцы имеют московскую прописку, ее не продашь. Во-вторых, на участках они жили наездами — по выходным дням в летний период, и тому немало свидетелей.

В целом глава района Андрей Келлер на совещании был строг, но справедлив. Поблагодарил земляков, которые оперативно сообщали в штаб пожаротушения о всех возгораниях. И резко отчитал некоторые службы за то, что в летний период те вступили с надеждой, что никакого экстрима природа не преподнесет. А оно вон как полыхнуло…

— Хорошо, что в апреле мы провели учения по эвакуации населения, — сказал Андрей Давыдович. — Тогда кое-кто хихикал, не предполагал, что дело дойдет до крайности. А если бы не те учения и не розданные заранее конверты с планом действий, то из некоторых деревень мы бы увозили людей не на автобусах, а посылали их пешком по бетонке — куда-нибудь да выйдете…

Словом, лейтмотив заседания — не расслабляться ни на минуту, держать, как говорится, порох сухим. И не гадать на тему “каким будет следующее лето” — а засучив рукава готовиться к борьбе с огнем.

Тут 1000 и один разных нюансов. В районе немало ветхого жилья и пустующих изб. Все это стоит десятилетиями без всякого присмотра, в огородах трава по пояс, и малейшая искра может привести к непоправимым последствиям.

Казалось бы, за проблему нужно браться всем миром. Но не все так просто. В десятках полупустующих домов, где давно не ступала нога хозяина, прописаны в общей сложности около 1,5 тысячи приезжих из разных стран, в основном из СНГ! В одном из таких домов зарегистрирована даже звезда телеэкрана — или человек, похожий на звезду…

С “резиновыми” домами нужно что-то делать, но что именно — непонятно. С одной стороны, они не стабилизируют пожарную безопасность в округе, там может полыхнуть в любой момент. С другой — среди “проживающих” могут находиться и террористы разных мастей. Кстати, один из покушавшихся на президента Ингушетии по паспорту как раз и обитал в Шатурском районе.

Все говорит о том, что с “резиновыми” домами нечего церемониться. Однако практика показывает, что преступный элемент законы знает почище, чем районные юристы. Приезжие за символическую плату покупают, допустим, 1/20 часть дома — и уже собственники, их не “прижмешь” ничем.

И еще, что касается жилого фонда, но уже не ветхого.

После летних кошмаров в районе тщательно проверяется наличие противопожарных разрывов. И выясняется, что почти повсеместно жилые дома вплотную примыкают к лесным массивам, что и провоцирует массовое возгорание — с леса на дома или с домов на лес. Но что удивительно: как только появляется пожарный разрыв (шириной 200 метров), граждане его тут же самостийно начинают застраивать сараями, хозблоками и пр. Нужна широкая разъяснительная работа в массах.

Но в целом здесь надеются, что пожары минувшего лета все-таки не повторятся. За проблему, похоже, взялись основательно.

Масштабные работы по затоплению очагов пожаров ведутся в урочище Соколья Грива (больше 5 тыс. га торфяников) и в пос. Радовицкий, где около 1,2 тыс. га торфяников. Ничего нового специалисты там не привносят, тем более что из федерального центра средства под программу еще не пришли. До 15 ноября районные власти планируют восстановить ирригационную мелиоративную систему, валовые и нагорные каналы, отсыпать дамбы с регулируемыми шиберными задвижками.

Вся эта система безотказно работала в советские времена, когда электростанциям был нужен шатурский торф и когда велась его добыча. Но за два десятилетия она полностью пришла в упадок, изрядно поросла травой, и делать ее предстоит как бы заново.

— Валовые канавы, — поясняет Андрей Келлер, — по торфяным полям роем через каждые 500 метров, глубиной 4,5 и шириной 6 метров — это как своеобразные пруды, запасы воды могут пригодиться летом.

Еще в районе из 5 трубопроводов ежесуточно подается по 2 тыс. кубометров воды. До сильных морозов она должна насытить торфяные пласты. Работа это, надо сказать, ювелирная — местные власти гарантируют, что не подтопят ни одного садового участка, которых в районе целые тысячи.

А вообще, массы ропщут. Но не шатурские, а владимирские. Накануне шатурский глава вернулся из совещания во Владимирской области, где почти полностью сгорели две деревни. Ну так вот, там отмечалось, что в дураках оказались те крестьяне, которые героически отстояли свои дома от огня, кто вовремя скашивал на огороде траву и загодя создавал запас воды, чтобы заливать огонь. А те, кто не придавал никакого значения пожарной безопасности, сегодня в шоколаде. Государство строит им дома (пускай их часто и критикуют, но ведь деревенские избы тоже не дворцы!), тянет газ, водопровод, центральную канализацию. Всего этого не имеют те, кто спас собственное жилье… Где правда, где справедливость?

Собравшиеся молчаливо соглашались: жизнь на торфяниках требует постоянной мобилизации, и тут спуску нельзя давать никому. В том числе и людям весьма небедным.

В районе есть 5—6 латифундистов — крупных собственников земель, по нескольку тысяч га каждый. В свое время они массово скупали земельные и имущественные паи у крестьян, чтобы, когда возникнет огромный спрос на землю в этих краях и ее цена подскочит в разы, выгодно ее продать. Но момент этот пока еще не наступил, и огромные территории просто-напросто “гуляют”. Это, знаете ли, тоже не добавляет пожарного спокойствия чиновникам. Ни летом, ни сейчас “хозяева” равным счетом пальцем не ударяют, чтобы предотвратить будущие пожары. Их владения по периметру опахивают муниципальные бульдозеры, а кое-кто из латифундистов еще и ворчит. Дескать, какого черта на моей земле делаете?..

Андрей Келлер пообещал, что в ближайшем времени пару-тройку таких землевладельцев они “вытащат” на спецкомиссию и разберутся с ними по всей строгости закона — с административными и финансовыми выводами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру