Напомним, что “Ту-154”, принадлежащий ЗАО “Мирнинское авиапредприятие” (МАП), выполнял рейс Мирный—Москва. Лайнер, на борту которого находились 72 пассажира и 9 членов экипажа, вылетел из якутского аэропорта “Полярный” около десяти утра. Борт должен был приземлиться в столичном “Домодедово”. Однако через четыре часа после взлета на 10-километровой высоте у самолета полностью отказала система электроснабжения, а вследствие этого — системы управления, навигации и радиосвязи. Посадку пилотам пришлось осуществлять визуально, без приборов, и на повышенной скорости, поскольку не удалось выпустить закрылки. Кроме того, полоса была слишком короткой, и при приземлении лайнер выкатился в лес и завяз в болоте у заброшенного таежного аэродрома “Ижма”.
Примечательно, что последний раз самолеты (“Як-40” и “Ан-24”) приземлялись на этом аэродроме 10 лет назад.
По предварительным данным, на борту “Ту-154” отказали сразу три из четырех генераторов, вырабатывающих электроэнергию.
Эксперты “МК” и само ЧП, и приземление иначе как уникальными не называют.
— И с летной стороны, и с технической — случай нештатный. Я пролетал 40 лет, из них 20 лет на “Ту-154”, но такого рода поломок не помню: чтобы сначала навигационные приборы, затем топливные насосы вышли из стоя. Хорошо, что шасси все-таки удалось выпустить, но опять же закрылки не вышли... Почему отказало электричество — конечно, решит комиссия. Причина может быть любая — и короткое замыкание, и возгорание, в конце концов проржавело что-нибудь.
Летное исполнение заслуживает восхищения. Чтобы в таких условиях сесть, нужно быть просто асом. У экипажа было всего 900 метров, чтобы посадить самолет. При этом с закрытыми закрылками у самолета была достаточно высокая скорость. В таких условиях и без потерь совершить посадку нереально. Здесь помогло болото, которое “притормозило” лайнер, рассказал “МК” пилот 1-го класса Владимир Герасимов.
В авиакомпании, которой принадлежит лайнер, заявляют, что самолет был технически исправен. Как рассказал “МК” представитель МАП в аэропорту “Домодедово”, лайнер получил незначительные повреждения и вскоре сможет снова подняться в небо.
— В Ухте самолет доведут до ума, выяснят причины отказа электричества, а затем скорее всего переправят в Москву, — сказал он.
По словам Герасимова, воздушное судно действительно можно вернуть в эксплуатацию:
— Я бы восстановил самолет, отбуксировал на полосу и перегнал в близлежащий город. Для “Ту-154” без пассажиров и с минимальным количеством топлива взлететь с этой полосы вполне реально. Тем более что самолет не получил серьезных повреждений.
В среду стало известно, что представители Росавиации вылетели в Ижемский район Республики Коми для расследования инцидента с “Ту-154”. Причем к лайнеру отправили и экипаж, чтобы опросить на месте.
Как рассказали “МК” в авиакомпании, у экипажа, посадившего самолет, за плечами 15-летний опыт работы. 43-летний Андрей Ламонов, 41-летний Евгений Новоселов, 52-летний Сергей Талалаев, 52-летний Рафик Каримов — все пилоты 1-го класса, налетавшие на этом типе самолета более 10 тысяч часов.
— Вчера с ними связывались. Они доложили, что приземлились удачно, без потерь. Сейчас разберутся с причинами аварийной посадки, и летчиков обязательно наградят. Как и чем наградят, пока говорить рано — это решается в Минтрансе. Но эти люди действительно заслуживают самых высоких почестей, — заявили “МК” в московском представительстве МАП.