Возможностей для тушения в Поволжье даже меньше, чем в Центральной России. Горят степи и тростники, а такие пожары гораздо стремительнее лесных. Обстановка меняется быстрее, работать на тушении можно только со специальной защитой и на лице, и на руках. Оборудование требуется исключительно легкое и мобильное. При этом население в регионе довольно пассивное. К пожарам здесь привыкли: горят каждую весну и осень, потому воспринимают это как неизбежное зло. Пространства здесь гораздо больше, а с дорожной сетью хуже. В пойме Волги лабиринт из проток, через которые не проехать, а вот огню легко пройти по тростникам. На территории между Волгоградом и Средней Ахтубой расположен природный парк “Волго-Ахтубинская пойма” — очень ценная в природоохранном смысле территория с очень слабой службой охраны.
Потому масштабы бедствия впечатляющие: в Волгоградской области, по официальным данным, сгорело до 500 домов, 907 человек оказались без крова. В четырех районах введен режим чрезвычайной ситуации. Погибли пять человек, а еще пять пропали без вести. Глава региона Анатолий Бровко встретился с жителями станицы Лапшинской, где в результате пожара сгорело 92 жилых дома, и заявил, что ни один из пострадавших не останется без поддержки.
А вот что сообщает очевидец — Виктория из Средней Ахтубы — в интернет-дневнике: “У нас 42 градуса, днем ураганные порывы ветра, в пойме много поваленных деревьев. И пожары при таком ветре убийственны... Сегодня днем горел соседний поселок. Приехали трактора окапывать поле. Но огонь смог перекинуться через трассу (видимо, по водоотводным каналам под дорогой), залили. Сейчас огня нет, все пожарные машины стоят вдоль элитного поселка, где у местных крутых дачи. Соседка говорит, что загорелась подстанция, поэтому у нас с утра и почти до сих пор не было электричества (воды поэтому тоже, ее берут из скважины). Пытались купить питьевой воды в Средней Ахтубе, но 5-литровые банки расхватали. Купили россыпь бутылочек. Хорошо, что в прогнозе на ночь есть небольшой дождь”.
По данным общественных деятелей, официальная информация не соответствует действительности. “Мы заслали в наиболее пострадавшие районы своих разведчиков, — рассказал “МК” координатор волгоградской общественной организации “Мобилизация” Сергей Воропаев. — В Жирновском районе сгорело 270 домов, а погорельцы живут просто на улице! В Руднянском районе сгорели сотовые вышки, там очень плохо со связью. Могу с уверенностью сказать, что официальные данные по погибшим сильно занижены. На самом деле только в одном селе области погибли шесть человек! Пожарных не обеспечивают даже должным питанием. Для нас же сейчас самая главная проблема — отсутствие диалога с администрацией области. Никакой помощи по сбору и доставке гуманитарной помощи нам не оказывается, и действуем мы на свой страх и риск”.
— Скажите, почему люди гибнут в огне?
— Гибнут в основном старики. Они либо не могут самостоятельно выбраться из дома в силу немощи, либо забираются в погреб, надеясь там переждать разгул стихии. Их эвакуацией не занимаются.
Еще одним эпицентром катастрофы стали окрестности Тольятти в Самарской области. Там огонь бушевал в непосредственной близости от федеральной трассы М-5 (Москва—Челябинск). В 9 часов вечера 2 сентября огонь вспыхнул в районе завода “Автовазагрегат”. От сильного ветра случилось замыкание линий электропередачи. В ночь с четверга на пятницу огонь “съел” 200 гектаров леса. На месте пожара работали примерно 900 человек и 212 единиц техники. Фото и видео с места событий поистине ужасающие. По свидетельствам очевидцев, “верховой огонь вплотную подошел к кафе и автозаправке в 30 километрах от города. Однако их удалось отстоять, сгорела только одна шашлычная. В пятницу здесь оставалось целых шесть очагов возгорания”.
В Саратовской области загорелся лес в Новобурасском, Базарнокарабулакском, Аткарском, Лысогорском и Екатериновском районах. Возгорание достигло даже военного аэродрома под Энгельсом, куда на днях приземлялся борт с Президентом России Дмитрием Медведевым. Горел бывший завод “Химволокно”. Пламенем были охвачены установки для охлаждения воды и трансформаторная подстанция. Жители Саратова, который находится на другом берегу Волги, чувствовали неприятный химический запах.
Интересно, что, по одной из версий, пожары возникают умышленно. На поволжских форумах активно обсуждается информация о машинах с неизвестными номерами, которые подъезжали к пустым домам и бросали что-то в сухую траву. “Мнение такое: администрации районов решили нажиться таким жутким способом. Деньги ведь выделяют немалые. А погорельцам обещали дать по 20 тыс. рублей — наверно, землянки рыть ближе к зиме”.
Пожар разожгла... осень
Как ни странно, но именно холодный атмосферный фронт, подошедший в четверг к Волгоградской и Саратовской областям, вызвал сильные пожары. На регион налетел шквалистый ветер, скорость которого достигала 24 метров в секунду. Он и раздул пламя до гигантских размеров. Интересно, что дожди тоже были, но локальные и настолько слабые, что никак не повлияли на разбушевавшееся пламя.
Даже несмотря на то, что уже вчера осенний атмосферный фронт вызвал снижение температуры с +38...40 градусов до +30...35 и ветер стих до 5—12 метров в секунду, пожароопасная обстановка на юге России сохранится вплоть до 6 сентября. Кроме того, есть опасность возникновения такой же ситуации на территории всего Южного федерального округа, на Северном Кавказе, на юге Приволжского и Уральского федеральных округов и даже на юго-западе Сибирского, где сейчас температура доходит до +25 градусов.
Как всегда, основной причиной возгорания лесов и степных участков является человеческий фактор — непотушенные сигареты, костры в лесу... Как выясняется, возгорание может вызвать даже маленький осколок стеклянной бутылки. Он запросто может сфокусировать солнечный свет и поджечь траву.