“Пилотам не хватило десяти метров”. ВИДЕО

Спецкор “МК” передает с места авиакатастрофы под Смоленском

Спецкор “МК” передает с места авиакатастрофы под Смоленском
Президент Качиньский на фоне своего “борта №1”. Обломки президентского самолета.
В субботу утром на смоленском мемориале Катынь собрался весь город, чтобы отдать дань павшим польским офицерам. Но поминать пришлось и упавших с небес — погибших в страшной авиакатастрофе под селом Печерск первых лиц польского государства.  

Что говорят очевидцы трагедии? Был ли аэродром Северный готов принять самолет “Ту-154”? Всех ли погибших обнаружили?  

Спецкор “МК” передает с места события.

К месту трагедии на окраину Смоленска весь субботний день прибывали машины журналистов, официальных делегаций и городских зевак.
Левое крыло и корпус самолета обнесли заградительными лентами. Вдоль них выставили патруль, который не подпускал никого к обломкам до окончания следственных работ.

— Мы готовились к прибытию Леха Качиньского заранее, все журналисты ожидали его у мемориала в субботу в 11.30, — говорит корреспондент местного телевидения Андрей. — И вдруг — шокирующее известие: в 10.56 на военном аэродроме Северный произошла авиакатастрофа… У памятника была объявлена минута молчания, во время которой мы молились не столько за давно погибших офицеров, сколько за души пассажиров самолета. После чего сразу рванули сюда… Смоленский ксендз тоже подъехал к воротам аэродрома, просил пустить его на место катастрофы для молитвы, но пусть ему преградила служба безопасности.  

Самолет с польскими журналистами, которые также должны были освещать памятные мероприятия в Катыни, удачно приземлился около 9.15 на том же аэродроме.  

— Уже тогда на земле сгущался туман, — говорит польский корреспондент Ежи Кубрак. — Но нам посадку разрешили, и, слава богу, все обошлось…  

“Родственников польских офицеров, похороненных на Катыни, после поминальной службы тут же вывезли в Польшу спецпоездом”, — сообщили нам в пресс-службе губернатора Смоленской области.  

Крушение “Ту-154” произошло совсем недалеко от жилого сектора — некоторым обитателям окраины Смоленска обстоятельства трагедии были хорошо видны из окон.
— Раньше на территории Северного была воинская часть, тогда здесь постоянно самолеты садились, — говорит местная жительница Марина. — А потом ее расформировали, но все равно хотя бы один лайнер мы наблюдали ежедневно. На посадку они заходили всегда очень низко и с таким ревом, что у нас стекла в доме звенели. А эта катастрофа по сравнению с обычной посадкой прошла бесшумно: мы не слышали ни гула турбин, ни взрыва, ничего…  

Другой местный житель Сергей Ярославцев совершал обычную утреннюю прогулку с собакой как раз по полю, над которым “Ту-154” потерял крыло.  

— Самолеты всегда заходили на посадку над гаражами. И пролетали над этим леском, — в подтверждение Сергей показывает нам видеозапись, которую сделал прошлым летом: на ней самолет пролетает прямо над макушками деревьев и высоковольтными проводами, которые зацепил “Ту-154”. Если “наложить” эти кадры на то, что осталось от макушек деревьев после крушения, хорошо видно, что польским летчикам не хватило высоты около десяти метров, чтобы посадить самолет. — Туман к моменту катастрофы стоял как вата, я гулял по полю, но не видел, чтобы над ним кружил самолет. А потом вернулся домой и услышал сообщение по телевизору. 


По характеру срезанных лайнером макушек уже можно было восстановить траекторию падения самолета. Самыми первыми очевидцами трагедии стали мальчишки, которые шли в школу №3 на занятия.  

— Мы видели, что самолет сделал над полем три “круга почета”, а на четвертом зашел на посадку. Потом все происходило очень быстро, — говорит Максим Семенов. — Самолет стал снижаться и вдруг накренился крылом вниз, поломал ветки над тем заброшенным дачным участком, оборвал провода на столбе — мы увидели вспышку искр… Тогда крыло отвалилось, а корпус улетел за шоссе…  

Изуродованное “тело” “Ту-154” лежало на поле метрах в 500 от посадочной полосы аэродрома Северный.  

— Взрыва не было, мы побежали туда, куда рухнул самолет, — продолжает другой мальчик, Женя Онаньев. — А там — болото… Корпус раскололся, дымил, вокруг все вперемешку! И запах гари… Но тут уже и милиция подоспела — нас прогнали с места, стали оцеплять поле…  

Маленькие мальчики с таким воодушевлением живописали страшную трагедию, что я невольно спросила:  

— Вам было не страшно туда идти?  

— Не, — смело махнули они рукой.  

А работники бензоколонки, что рядом с аэродромом, испугались не на шутку.  

— Когда эта бандура промчалась у нас над головой, мысль была одна: “Рухнет на нас — взлетит полгорода!” — крестясь, призналась сотрудница заправки.  

На поле, где был обнаружен корпус “Ту-154”, стоят три полусгнивших столба, наверху можно заметить некое подобие сигнальных огней — это обычные лампочки Ильича. По одной из версий, трагедия могла произойти от того, что аэродром не был приспособлен к посадке самолета в условиях тумана. Один из его сотрудников согласился дать нам комментарий при условии анонимности:  

— Северный постоянно принимал самолеты, у нас хорошая ситуация с радиосигнальным оборудованием — часто пилоты садились вслепую, без специальных огней. Но они уже знали наш аэродром и условия посадки как свои пять пальцев. А в среду к нам приезжал Путин, так что аэродром вообще привели в должный вид — восполнили недостающее освещение. Что касается данной ситуации, наши авиадиспетчеры действительно категорически запрещали польской делегации посадку в условиях такого сильного тумана…  

По официальной информации, предоставить полосу для посадки “Ту-154” были готовы аэропорты Москвы и Витебска. Почему лучшие польские летчики ВВС все-таки решили садиться в туман? То ли расписание президента поджимало, то ли технические неполадки не позволили лететь на другой аэродром… Ответ помогут получить лишь два бортовых самописца, найденные на месте крушения почти сразу.  

Всего около двухсот сотрудников МЧС участвовали в ликвидации последствий аварии. Парни в спасательных костюмах надевали резиновые сапоги и шли собирать то, что осталось от пассажиров и экипажа “Ту-154”. Жертв катастрофы с оцепленного поля заносили на территорию аэродрома, куда журналистов не пускали. По неофициальным данным, одним из первых опознали польского ксендза по его необычным одеяниям.  

За день субботы в ворота Северного заехали три грузовика. Что они везли, мнения разошлись. Кто-то из журналистов узрел гробы. От МЧС неофициально поступила более правдоподобная информация: “Это песок, которым скроют следы катастрофы, когда закончатся следственные действия”.  

Изначально сообщалось, что на борту было 132 человека, однако Сергей Шойгу, прибывший вместе со спасателями, уже в середине дня сказал журналистам, что найдено 97 тел погибших. Но уже на следующий день выяснилось, что одна из пассажирок по счастливой случайности опоздала на самолет, так что число жертв уменьшилось до 96. Субботним вечером почтить память погибших прибыл премьер-министр Путин. Уже ближе к ночи к аэродрому подъехал премьер-министр Польши Дональд Туск и брат-близнец Леха Качиньского Ярослав — оба ехали из того самого аэропорта Витебска, которым пренебрегли польские пилоты. Родной брат опознал президента Польши. Потом вместе с Владимиром Путиным они возложили цветы на месте катастрофы.  

Все тела погибших той же ночью отправили в Москву на двух вертолетах. По информации МЧС, при перевозке использовали специальные охладительные системы. Жертв катастрофы разместили в Центре судебно-медицинской экспертизы.  

— Собирали жертв буквально по частям, — рассказали нам в пресс-службе губернатора Смоленской области. — А у нас в областных моргах недостаточно оборудования, чтобы идентифицировать останки…   

Родственники погибших тоже направились в Москву спецрейсом — опознание началось вчера.  

В воскресенье днем премьер-министр России Владимир Путин проводил в последний путь Леха Качиньского. Президента Польши — единственного, кого оставили на ночь в смоленском морге, — привезли на церемонию прощания в закрытом гробу. Оркестр с трагической интонацией отыграл российский, потом польский гимны… Премьер возложил на гроб цветы. После чего солдаты Президентского полка занесли гроб с телом Качиньского в самолет, прибывший из скорбящей Варшавы.  

…Жители Смоленска сбежались на трагедию со всего города. Одни подходили к аэродрому с цветами, другие пытались пробраться в оцепленный милицией лесок, будто на экскурсию. Чтобы в деталях рассмотреть масштабы бедствия, многие забирались на деревья. Зеваки энергично кружили около места крушения до поздней ночи…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру