Выживший пассажир «Невского Экспресса»:

«Страшно, когда меняется ритм движения состава»

27 ноября питерский бизнесмен Валерий Храбров отметит второй день рождения. Он был среди пассажиров поезда «Невский экспресс», который ровно год назад сошел с рельс в Тверской области в результате теракта. Катастрофа унесла 28 человеческих жизней. Среди 90 раненых был и Храбров. По злой иронии судьбы, он покупал билет на оба пострадавших от взрывов «Невских экспресса». 13 августа 2007 года он опоздал на поезд. Но продолжает мотаться между двумя столицами на поезде и не боится третьего раза.

«Страшно, когда меняется ритм движения состава»
Этот снимок помог Храброву больше, чем разговоры с психологами.

В Питере – дом, в Москве – работа. Храбров руководит крупной компанией. «Невский экспресс» для живущих на два города – как последний автобус в отдаленный микрорайон. Все здороваются.

Больше всего жертв было в первом вагоне состава. В нем погиб приятель Храброва. Девушка, которая попросила его поменяться местами, осталась жива. «Я был во втором вагоне, там выживших побольше. Из вагона нас вышло человек восемь-десять. кто-то выползал. Кого-то выносили. Всего в нем ехало около 60-ти человек», - вспоминает бизнесмен.

- Мало кто понял, что это был взрыв. Ведь сначала прошел встречный поезд - на очень высокой скорости, и от прохождения состава был хлопок и воздушный удар по окну, - делится он. - Этот момент все почувствовали. И когда произошел такой же, но в четыре-пять раз более сильный хлопок, воздушный удар с правой стороны, у меня возникла мысль - неужели справа запустили еще одну колею? Как только я это про себя проговорил, вагон стал вести себя необычно и я понял, что он сошел с рельс…

Хозяин дубленки

- Вагон встал на дыбы... Меня выкинуло из сидения, как из катапульты. И я полетел. Этот полет был такой… длинный, Храбров тщательно подбирает слова - И вокруг меня крутился этот вагон. И здесь приходят на ум совершенно немыслимые вещи. Первое – что не успел сходить к дантисту, потому что всплывает какая-то передача, что перед сложными операциями надо вылечить все зубы, смеется бизнесмен. - Потом думаю – какие зубы, тут бы уцелеть! В это время у меня зажало ногу. Меня начинает разворачивать, а нога-то зафиксирована! Я чувствую очень сильную боль и понимаю, что сейчас ногу может перекрутить. Волнуюсь, как же я теперь буду кататься на горных лыжах. Но вспоминаю, что видел одноногих горнолыжников… Только об этом подумал - вагон ударяется в столб. От удара у меня освобождается нога и я падаю вниз…

Первое, что Валерий ощутил, придя в сознание – тишину. Такую, какой нет в обычной жизни. Видимо, слух включился позже остальных чувство. Ощупал себя – вроде, цел. Только рука не в порядке. Позже выяснилось, что он сломал ключицу.

-На мне не было одного ботинка, - продолжает он. - Попросил найти мне какой-нибудь взамен. Кинули - оказался мой. Полз в этой темноте, наткнулся на свою сумку с документами. Но это все по большому счету ерунда, главное – ангел-хранитель был со мной!.

Очень мало людей из первых вагонов могли встать на ноги. Их вынесли пассажиры основного состава. Ночь, глушь, бездорожье. Помощь пришла где-то к полуночи. Храбров был в числе людей, который направили в военный госпиталь ЗАТО «Озерный». «Поразило, с какой любовью и теплотой к нам отнесся медперсонал», - делится наблюдениями Валерий. Позже транспортный самолет с военного аэродрома доставил пострадавших в Питер.

Там, у искореженных вагонов, кто-то дал Храброву дубленку 56-го размера. Невысокий и поджарый, он смотрелся в ней как некрасовский Филиппок. В ней бизнесмена отвезли в больницу. Как и положено, верхнюю одежду вернули при выписке. В кармане нашлась квитанция за оплату сотового телефона. Он позвонил по номеру, указанном на чеке.

- Я все время думал: хорошо бы, если хозяин дубленки остался жив. Так и получилось. Мы договорились встретиться. Подъехал настоящий гигант! Он с такой любовью эту дубленку обнял, надо было видеть…

Не торопись, а то успеешь

Едва оправившись от травмы, Храбров окунулся в дела. Он уже никуда не торопится.

Поразительно, но бизнесмен продолжает мотаться между двумя городами на поезде. Неужели ему не страшно? Оказалось – бесследно ничего не прошло.

- Страх появляется, когда меняется ритм движения состава, говорит Храбров. Мало кто попадал в такую ситуацию, когда вагон сходит с рельс. Но когда это случается, ты понимаешь, что это произошло. Откуда возникает это ощущение, я не знаю. Когда ритм движения меняется, приходит предчувствие катастрофы. Но когда не следует звука по шпалам, понимаешь, что все в порядке.

- Вы получили помощь от государства?

- Да, 600 тысяч рублей, как и обещали. Была компенсация по страховке, потом -спецкомпенсация от железной дороги. Пришли агенты, все записали, перечислили на сберкнижку. А вот психологи-волонтеры больше раздражали, и я попросил прекратить работу со мной. Мне больше помогли мои родные и близкие. Приходили в палату знакомые с которыми я не встречался много лет Очень запомнилась фотография, которую мне прислали коллеги. Каждый написал то, что он хотел сказать, на листе бумаги и сделали огромную общую фотографию.

- Услышав, что силовики уничтожили людей, которых считают организаторами этого теракта, какие чувства испытывали?

- Никаких. Я испытываю эмоции, когда слышу про аварии, крушения, теракты, особенно связанные с железной дорогой. Надо бороться с причинами терроризма, а не с конкретными семнадцатилетними парнями или девушками, которым навязано это мировосприятие.

- Вы чудом избежали поездки на «Невском экспрессе, который террористы взорвали в 2007 году. Третьего раза не боитесь?

- Я опоздал на тот поезд. Когда это с тобой не происходит, это совершенно другое событие, оно очень быстро уходит. А когда сам становишься участником, происходит переосмысление ценностей. Понимаешь, что может через минуту произойти все, что угодно. И это не просто тезис - ты через это прошел. Происходит переоценка суеты.

Жизнь не разделилась на до и после. Но, наверное, по-другому поступаю в определенных ситуациях. Если что-то суждено, то это произойдет. Просто теперь я больше прислушиваюсь к внешним обстоятельствам. Если я куда-то опаздываю, то говорю водителю, что торопиться не надо. А 27 ноября я буду отмечать как праздник. Это второй день рождения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру