Почему не спасли людей?

При каждой катастрофе, подобной случаю с “Булгарией”, неизбежно возникает вопрос: можно ли было избежать стольких жертв?

Как вести себя при крушении судна? Что должны делать пассажиры и что — спасатели? На эти вопросы “МК” ответили в МЧС России.

При каждой катастрофе, подобной случаю с “Булгарией”, неизбежно возникает вопрос: можно ли было избежать стольких жертв?
Так спасшихся встречали в порту Казани.

Действия экипажа

Как рассказали “МК” в “Госморспасслужбе”, на каждом судне предусмотрено, кто и что должен делать в случае угрозы его гибели. Первое, что делается, — это объявляется о чрезвычайной ситуации по громкой связи. В обязанности других членов экипажа входит спустить на воду плавсредства. Третьи должны буквально бегать по кораблю, вытаскивать людей из кают и направлять к местам, где расположены плоты, шлюпки. Отметим, что по документам Российского водного регистра на борту “Булгарии” имелись спасательные плоты на 120 человек, шлюпки на 36 человек, 165 жилетов для взрослых и 12 — для детей.

КОММЕНТИРУЕТ БЫВШИЙ ЧЛЕН ЭКИПАЖА “БУЛГАРИИ”:

— Перед каждым выходом в рейс с пассажирами ведется беседа о правилах поведения в форс-мажорных случаях. Проводят ее, как правило, проводники в присутствии командирского состава теплохода. Во времена моей работы все это делалось точно. В случае эвакуации людей извещают по внутренней связи, она установлена практически везде. Также на каждой палубе есть план эвакуации и стрелки, таблички с направлением ближайших аварийных выходов. По правилам шлюпки должны быть готовы к спуску за 1 минуту. Эвакуацией руководит старший помощник капитана. В первую очередь обязаны спасать детей и женщин. Плоты должны быть оснащены пиропатронами — при достижении критического крена или же при ударе они автоматически открываются. Спасательные жилеты должны быть в каждой каюте и в том количестве, на сколько людей рассчитана сама каюта. На “Булгарии” все это было в мое время и, уверен, осталось на момент трагедии. Иначе судно запретили бы эксплуатировать.

— Даже за три минуты, пока тонуло судно, можно было много что сделать, — считает один из наших экспертов. — Первейшая задача экипажа в такой ситуации — это направить людей наверх. В данном случае это противоположная палуба. Наверняка те, что спаслись, — это как раз и были те, кто находился там.

Увы, и это лишь идеальная картина спасения. На “Булгарии” один аварийный выход на палубу оказался заварен, другой — заперт.

Действия пассажиров

1. Внимательно выслушать инструктаж капитана или представителя команды. Изучить аварийные памятки, правила противопожарной безопасности, планы эвакуации с потерпевшего аварию судна.

2. Принимать участие в учебных тревогах, чтобы знать, где находится закрепленный за пассажиром спасательный жилет, и уметь обращаться с ним.

3. Знать кратчайший путь на шлюпочную палубу — лучше изучить его так, чтобы можно было ориентироваться с закрытыми глазами.

4. Запомнить сигнал “Шлюпочная тревога”: 7 коротких и один продолжительный звук — подается звонком громкого боя, судовым свистком или сиреной.

Действия пассажиров при угрозе крушения

Остаться при погружении судна в его внутренних помещениях — значит гарантированно погибнуть.

1. Взять спасательный жилет, по возможности одеяло, теплую одежду, документы и коротким путем подняться на шлюпочную палубу. При наличии времени — максимально утеплиться: чем больше на человеке окажется одежды, тем дольше он сможет сопротивляться холоду!

2. Плоты и шлюпки можно спускать на воду только по команде капитана и только с подветренной стороны судна, иначе их можно повредить. Лучше выбрать момент, когда поднявшаяся волна максимально приблизится к срезу борта, и положить спасательное средство на воду (заранее связав его с судном прочным 10–15-метровым линем, чтобы не унесло ветром). Не следует держать линь в руках, так как неожиданный рывок может опрокинуть человека за борт.

3. Первыми на шлюпку переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Вместе с ними, для страховки, должен перейти один взрослый мужчина.

4. Стараться при переходе не повредить спасательное средство: обувь снять или обмотать подковки, пряжки, гвозди; падать лучше так, чтоб первое соприкосновение тела с спассредством было наибольшим по площади.

5. Первые люди, оказавшиеся в шлюпке или на плоту, должны страховать их от повреждений — отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие по поверхности воды предметы и помогать другим пассажирам.

6. При сильном волнении, исключающем швартовку, можно перебираться в спассредство по воде, подтягиваясь по линю, при этом надо страховать детей и людей, не умеющих плавать.

Нельзя:

1. Избегать судовых учебных тревог.

2. Перекладывать индивидуальные средства спасения, использовать их не по назначению.

3. Отключать судовую трансляцию.

4. Долго одеваться, собирать вещи, приводить себя в порядок, выяснять у соседей, что произошло, теряя на это время.

5. Поддаваться панике.

6. Забираться в шлюпки и сбрасывать плоты без соответствующей команды членов экипажа.

Сюжет:

Гибель "Булгарии"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру