Официальной причиной отмены визита называется обострение ситуации в Синьцзяне. С одной стороны, власти КНР заявляют о восстановлении порядка в Урумчи. Но, с другой, сам факт поспешного отъезда Ху Цзиньтао на родину заставляет в этом усомниться. Как передают западные корреспонденты с места событий, Урумчи наводнен силами правопорядка, а обстановка в городе остается напряженной.
Сайт главного китайского печатного органа “Женьминь жибао” цитирует директора научно-исследовательского центра по борьбе с терроризмом Китайского института современных международных отношений Ли Вэя, обвиняющего в беспорядках Всемирный уйгурский конгресс:
— Все происходящее началось с событий 26 июня в провинции Гуандун, где китайские рабочие напали на рабочих-уйгуров. По данным властей, было убито два человека, но есть информация, что погибли 18 человек. Правда состоит в том, что Всемирный уйгурский конгресс обратился с призывом ко всем уйгурским организациям, действующим в изгнании, за пределами Китая, организовать мирные акции протеста с осуждением действий китайских властей. В прошлую пятницу в Мюнхене, Брюсселе, Осло, в Швеции, в Торонто, в других местах прошли акции у китайских консульств и посольств.
В Урумчи же проходила мирная демонстрация с требованием справедливости для пострадавших уйгурских рабочих и расследования событий в Гуандуне. Все было поначалу очень мирно. Уйгурские демонстранты даже несли китайские флаги. Но полиция и армия атаковали демонстрантов. События в Гуандуне были только одной из причин нынешних акций. Есть и другая причина — уже шестьдесят лет китайские коммунисты ущемляют права уйгуров — будь то религиозные свободы, политические и экономические права. Словом, осуществляют политику этнической дискриминации.
— Что вы можете сказать о числе жертв беспорядков в Синьцзяне?
— Трудно сказать, сколько точно людей были убиты, а сколько были арестованы. Китайские власти сообщают, что погибли полторы сотни человек. Но, вероятно, истинное число жертв выше. Нам удается получить короткие звонки из Восточного Туркестана. И информация оттуда поступает ужасающая. На днях я разговаривал с одним парнем, который назвал цифру жертв в 600 человек.
“Нас в Китае изображают сепаратистами и террористами, — рассказал “МК” на условиях анонимности представитель уйгурской диаспоры в Средней Азии. — Мы не такие, какими нас показывают. Нашему народу просто надоело, и этот инцидент в Гуандуне переполнил чашу терпения. И то, что сейчас люди выходят на улицу, осознавая, что будут наказаны, говорит о многом. Все, что происходит сегодня, — это крик души”.